В поиске новых впечатлений, интересного и приятного отдыха необязательно отправляться в далекое путешествие. Много удивительного и необычного, достойного внимания и открывающего нам новые грани жизни можно узнать и увидеть, не уезжая за пределы нашей области. Для этого не нужно брать отпуск, копить на поездку деньги и паковать большой чемодан. Достаточно подарить себе выходные – и воспоминаний хватит не на одну неделю.
Зельва: знаменитая ярмарка и рукотворное море
Уютный и компактный городской поселок Зельва находится в ста километрах от Гродно. Несколько веков назад он был хорошо известен европейским купцам благодаря крупнейшим в Европе ярмаркам, невероятному количеству лавок и прекрасному театру. Здесь Сапеги принимали короля Речи Посполитой Владислава VI и императора Российской империи Павла I. Благодаря сохранившимся традициям и историческим памятникам городской поселок и сегодня привлекает туристов.
Экскурсию по городскому поселку начинаем с исторического центра. Наш экскурсовод – учитель истории, руководитель народного историко-краеведческого музея «Светоч» средней школы №3 Лилия Сидорко.
– Существует несколько версий происхождения названия поселка, – рассказывает Лилия Борисовна. – От названия балтских племен «зеевы», славянского слова «залева» – заливать водой, названия речки Зельвянка, слова «зеленая». А, может, даже от имени знахарки Зельвихи, которая лечила местное население лекарственными растениями…
Первое упоминание о Зельве в Ипатьевской летописи относится к 1258 году. Согласно ей, уже тогда Зельва существовала не просто как населенный пункт, а как важный стратегический узел. В 1470 году селение входило в состав владений Михаила Начовича. Долгое время переходила из рук в руки: Полубинские, Нарбуты, Пацы, Копачи, Сангушки. В 1632 году ее получили знаменитые магнаты Сапеги, вложившие немало сил в развитие местечка и владевшие им почти двести лет.
Символ Зельвы и Анненский кирмаш
Символ Зельвенщины – лошадь. Еe скульптура появилась на центральной площади в юбилейном 2008 году. Образ лошади – также на гербе и флаге поселка.
– В 1721 году владелец Зельвы Антоний Казимир Сапега получил привилей от короля Августа Второго на открытие в городе Анненского кирмаша в честь святой Анны, – рассказывает Лилия Борисовна. – На целый месяц, с 25 июля по 25 августа, местечко становилось центром торговли Великого княжества. Торговцы съезжались сюда со всей Европы: по размаху и значительности кирмаш уступал только знаменитому Лейпцигскому. Благодаря ярмарке Зельва была центром экономической жизни конца XVIII – начала XIX века и заметной театральной площадкой, где гастролировала труппа Виленского театра, театра Соломеи Дешнер из Гродно. Здесь выступали жонглеры, фокусники, цыгане с дрессированными медведями.
Александр Сапега даже построил в городе театр, чтобы удивить западных гостей, а потом завещал своему сыну перестроить это здание в храм, поэтому существует версия, что основная часть Свято-Троицкой церкви в Зельве и есть здание бывшего театра. А традиция проведения Анненских кирмашей сохранилась, сегодня это – один из брендов региона.
От площади, где шумит кирмаш, мы отправляемся к городищу, где были найдены свидетельства раннего Средневековья. Здесь же можно посмотреть на руины храма конца XIX – начала XX века и памятный крест – символ толерантности жителей этих земель.
От святыни к святыне
Согласно письменным упоминаниям, церковь Святой Живоначальной Троицы построена в 1815 году на фундаменте древней деревянной православной церкви, датируемой по одним источникам 1434-м, по другим – 1443 годом. И только в 1904-1909 годах перестроена на средства правительствующего синода и пожертвования прихожан. Тогда же была достроена колокольня, а в 1910 году храм был вновь освящен как православный.
В храме есть приходской музей, в котором хранятся уникальные церковные фолианты, утварь, старопечатные книги, фотографии.
Еще одна достопримечательность райцентра – Троицкий костел, построенный по проекту Юзефа Пиуса Деконского в 1913 году в неоготическом стиле. Входная его часть – открытые галереи и арки. Этот композиционный прием не встречается больше ни в одном из храмов Восточной Европы.
Маршрутами памяти
Накануне войны на территории нынешнего Зельвенского водохранилища строился военный аэродром. Потому фашисты так нещадно бомбили Зельву, превратив ее центр в руины. В 1941 году здесь был концлагерь.
В память о героизме защитников поселка и всех земляков, павших в боях за освобождение Родины, – огромная 17,5-метровая стела. Здесь проходят торжественные митинги. Рядом – памятный знак в честь земляков, не вернувшихся с афганской войны, самолет СУ и БТР. А чуть ниже разбит прекрасный парк отдыха с водоемами.
Манит Зельвенское море
Местные жители уверяют, что Зельвенское водохранилище, которое в народе метко называют морем, сложно обойти за день. Визуально оно бескрайнее! Водохранилище построено в 1983 году в пойме реки Зельвянки, раскинулось на 12,5 километра. Наибольшая его глубина – 7,5 метра, самое широкое ложе – 2 км.
В летний сезон сюда приезжают любители водного отдыха и рыболовы со всех уголков республики. К услугам отдыхающих – турбаза, гостиничный комплекс «Белый парус», домик рыбака, несколько агроусадеб. На берегу водохранилища разместился детский оздоровительный лагерь «Голубая волна».
Справляется водохранилище и с отведенной ему ролью: аккумулирует воды весенних паводков, увлажняет и орошает сельскохозяйственные земли, регулирует сток реки Зельвянки.
Святое место
Этот храм называют жемчужиной зодчества: в Сынковичской церкви оборонного типа слились воедино традиции византийского храмостроительства и западной готической архитектуры. Но белорусы и жители соседних стран едут сюда не только впечатлиться уникальным храмом-крепостью с массивными полутораметровыми стенами, башнями да бойницами, а прежде всего к чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».
– Когда и кем построен храм, неизвестно, – рассказывает священник храма Святого Архангела Михаила иерей Сергей Шумец. – Но есть легенда, что его строительство связано с именем великого князя Литовского Витовта (1350-1430). В 1382 году в борьбе за власть князь Витовт был схвачен своим сродником князем Ягайло и заточен в Кревском замке. Из заточения бежал, а убежище нашел недалеко от Слонима, «то ли в замке, то ли в крепости», как гласит летопись, а местные жители и переселенные беженцы из Пруссии во всем помогали ему. После того как князь Витовт пришел к власти, не забыл он о селении и древней крепости, в которой нашел убежище. Перестроил ее в великолепную церковь оборонного типа, в которой жители могли не только молиться, но и защититься от врагов. И сам с женой присутствовал на ее освящении в 1407 году.
И хотя современные историки считают наиболее вероятным временем строительства конец XV – начало XVI века, храм в Сынковичах гораздо старше: во время реставрации были обнаружены свидетельства более ранней истории – древние граффити на латинском и греческом языках.
В конце прошлого века уникальный храм – жемчужина белорусской архитектуры – стараниями настоятеля храма протоиерея Арсения Ананко, священнослужителей, прихожан, общественности был возрожден.
В 2005 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы с восстановленной колокольни впервые за много лет молчания на всю округу зазвучал колокольный звон.
Уникальный по архитектуре храм уникален и по своей благодати. Он известен в нашей стране и за ее пределами благодаря исцеляющей чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».
Это – копия образа Божией Матери «Всецарица», написанная специально для церкви Святого Михаила Архангела в Сынковичах на Святой горе Афон в Греции с оригинала, хранящегося там. Прямо на иконе – множество драгоценных даров от тех, кто получил исцеление.
Богородица слышит и помогает всем, кто сердцем чист и взывает к ней в искренней молитве. А многие паломники окунаются в купель в честь иконы «Всецарица», набирают целебную водицу из источника рядом с купелью.
Церковь в Сынковичах – лучший образец церкви-крепости и православной готики на наших землях. Готовятся документы для внесения храма в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На колесах истории
Анненский кирмаш в Зельве в середине XIX столетия имел большой размах и был для местных жителей событием года. Память о «кирмаше» запечатлели в музейной комнате районного Центра культуры и народного творчества, открытой год назад.
Посетителей во всем величии и богатом убранстве встретит здесь Лев Сапега. Кому, как не ему, – основателю трехсотлетней традиции – рассказывать гостям о ее истоках и демонстрировать экспонаты, собранные за последние шестнадцать лет: именно столько насчитывает возрожденный на Зельвенщине обычай проведения Анненского кирмаша.
В день нашего визита право надеть костюм канцлера литовского выпало методисту по охране историко-культурного наследия районного Центра культуры и народного творчества Евгению Быченко.
– Во времена Льва Сапеги ярмарка стартовала в день святой Анны – отсюда ее название. Длилась она целый месяц. Главным товаром были лошади. Одновременно на площади можно было увидеть тысячи лошадей различных пород, – говорит Евгений Быченко.
Подтверждением этого – центральная экспозиция музея, рассказывающая о лошадях и конной амуниции. Слова экскурсовода разовьет собственная фантазия, и посетитель незаметно «переместится» на ярмарку, потолкается у прилавков в толпе сельчан и, если не помешает гул голосов, услышит фырканье лошадей и скрип несмазанных колес телеги. К слову, колеса телег, размещенных в музейной комнате, относятся к началу XX века.
Весь остальной товар на ярмарке времен Сапеги был сопутствующим. Несмотря на это, съезжались в Зельву мастера из Европы, Прибалтики, Скандинавии, Востока. Везли на продажу железо, фарфоровую, фаянсовую посуду, меха, продукты, одежду, редкие для здешних краев восточные ткани. Огромным спросом пользовались книги. Интересно, что тогда книги продавали не поштучно, а пудами. Нередко за ярмарку удавалось продать до полутора тонн книг! Зазывали гостей многочисленные постоялые дворы и харчевни, были даже казино. В Париже не было, а в Зельве – были! Вот и стекались сюда в поисках счастья любители игры в рулетку. Толпились зеваки и в местах, где делали остановку передвижные кукольные театры – батлейки. Одна из таких, созданная современными мастерами по подобию древней двухэтажной батлейки с подвижными куклами, экспонируется в музейной комнате.
А в события недавнего прошлого вернут гостей символические колеса истории – экспонаты, украшающие стены музея. Поскрипывая, колеса сделают первый оборот и закрутятся, показывая, как возрождалась ярмарка, «прокатят» по улочкам современной Зельвы, познакомят со значимыми моментами фестиваля.
– С открытием музейной комнаты теперь к нам приезжают не только в августе, но и круглый год. Гостям рады, нам всегда есть чем удивить, и в этом году ждем всех к нам на Анненский кирмаш, – говорит методист по охране историко-культурного наследия районного Центра культуры и народного творчества Евгений Быченко.
Хлебушек со вкусом
Ежегодно завоевывают награды на конкурсах профессионального мастерства зельвенские хлебопеки. Они не скрывают секрета своего успеха: «У хлебопека душа и сердце должны быть добрыми и терпеливыми».
Ароматы свежей выпечки из цеха хлебобулочных изделий местного потребобщества просачиваются сквозь окна, дразнят прохожих, а нас прямиком ведут туда, где делается хлеб. Сразу же, пусть и формально, оказываешься вовлеченным в удивительный процесс рождения хлеба. Пекут его здесь, как и дома, начиная с просеивания муки. Но делает это специальная машина – мукопросеиватель. По воздушным линиям мука поступает в дозатор и в тестомесительную машину. На замес батонов и булочек понадобится около 13 минут, ржаной хлебушек замешивается чуть дольше – до 18 минут. А вот закваску технологи предприятия выводят сами. Опара в чанах выбраживает в течение нескольких часов. Она-то и придает тесту пористую структуру.
Вакуумный тестоделитель точно знает, сколько теста нужно для каждой единицы хлеба. Затем тесто должно минут пять отлежаться – подышать, потом хлебопеки вручную придадут батону нужную форму. Может быть, именно это прикосновение мастеров, влюбленных в свое дело, и придает зельвенскому хлебу особый вкус. Пекарь быстрыми движениями наносит на батоне свой собственный рисунок, позволяющий покупателю не путать любимый хлеб с другими. Здесь медлить нельзя. Замешкаешься – и тесто перейдет, станет более пористым, рыхлым. В металлических стеллажах отправляют заготовки в расстойные шкафы. К сожалению, мы это не увидели, но хлебопеки нас уверили, что там тесто, словно живое, увеличивается на глазах и за почти часовой «отдых» вырастает в два раза. Подросший хлеб отправляется в печь. Весь процесс от замеса до готового изделия занимает около трех часов.
В Зельве выпекают около десяти наименований подового хлеба.
– Название получил исходя из особенностей выпекания: не в формах, а на поду – на листах. Подовый хлеб очень полезен, тесто для него замешивается исключительно на закваске, – говорит начальник отдела Зельвенского филиала областного потребобщества Людмила Валюк.
Пекари вручную формируют хлеб и отправляют на расстойку. Этот этап очень похож на аттракцион: хлеба в люльках крутятся, вертятся как на карусели, дожидаясь своего часа. Приходит время – их переворачивают на листы и отправляют в печь.
Кексы, рогалики, булочки с повидлом, творогом, пирожные, сметанники – эту вкусноту выпекают в кондитерском цехе предприятия. Это то место, где вся разделочная работа выполняется вручную.
Особая гордость зельвенцев – караваи. Готовятся они только вручную, в выдумке и фантазии мастериц никто не ограничивает. Потому становятся их караваи главным украшением свадеб, семейных праздников, районных и областных мероприятий.
Когда ромашка пахнет... липой
Букетик полевых ромашек вот уже неделю украшает рабочий кабинет. Цветы нисколько не изменили своего первоначального облика: так же свежи, прочны их бархатные стебли и листья, крепко за соцветия держатся лепестки, распространяя легкий аромат липовой смолы. Не может быть, скажете вы. Не ищите здесь волшебства, а за разгадкой отправляйтесь в Деречин к резчику по дереву Валерию Фитинскому – руководителю кружка отдела ремесел и традиционной культуры Зельвенского районного Центра культуры и народного творчества. Это он создает удивительные работы из древесины.
Работу начинаем с выбора материала – идеальным для начинающего резчика за счет мягкости и податливости древесины будет липовый брусок. Наносим карандашом рисунок. Как оказалось, для новичка легким будет только этот этап работы, последующие потребуют большой концентрации, ловкости и физической силы.
– Цветы ромашки – наиболее простой для исполнения вариант. Нарисовать стебли, округлые лепестки ни у кого не составит труда. Представляем, как рисунок будет располагаться на бруске, и штрихами переносим задуманное на дерево. Начинаем вырезать, – говорит Валерий Фитинский.
На рабочем столе выкладываются в ряд полукруглые, угловые, плоские, отрезные резцы и стамески. Инструмент очень острый, поэтому, прежде чем приступить, – обязательный инструктаж по технике безопасности.
Далее полукруглым резаком намечаем по контуру лепестки и срезаем к центру от внешнего края верхние слои древесины. Угловым резцом подрезаем под контур, придавая лепестку объем. На данном этапе, чтобы «оживить» лепесток, действия приходится чередовать по нескольку раз. Полукруглый, угловой резак, стамеска-уголок – инструменты быстро меняются в руках мастера. Глядя на то, как ловко наносит штрихи-бороздки резчик, кажется, что дерево податливо, как тесто. Стоит самому взяться за инструмент, убеждаешься в обратном.
Подрезаем по контуру сердцевину, легкими движениями полукруглого резца делаем ее выпуклой, а угловым – бархатной, высекая на ее поверхности небольшие зазубрины.
Цветы начинают оживать: на глазах лепестки принимают форму, заворачиваясь кверху, накладываясь один на другой. По тому же принципу делаем стебли. А листья отделываем так: неглубоко угловым резцом нарезаем направление прожилок, затем постепенно с внешних сторон листа полукруглым резцом углубляем поверхность к центру: поверхность должна напоминать желоб.
Над работой придется покорпеть, резьба – дело не быстрое. Но когда поверхность бруска приобретает желаемый вид, мастер наносит последние штрихи: лобзиком придает бруску форму, обрабатывает обжигом. Готово!
– В отделе вместе с Валерием Фитинским резчиком работает Михаил Гринцевич. На занятия к ним приходит детвора со всей округи, – говорит заведующая отделом ремесел и традиционной культуры Зельвенского районного Центра культуры и народного творчества Алла Сидорик.
Путешественнику в Деречине предложат и другие мастер-классы: по ткачеству, соломоплетению, керамике, вышивке, изготовлению обрядовой куклы.
Притяжение «Вереса»
На лужайке – витиеватый кованый рояль в натуральную величину, виолончель, уютные беседки, летняя эстрада и огромный деревянный корабль. Туевые аллеи ведут к пятиярусному дому на берегу пруда, там же – летний дом с террасой, выходящей на воду. Чуть дальше еще один дом, как выяснилось, гостевой, с залом для торжеств со 120-летним трофейным роялем, чайной комнатой, корчмой.
Неудивительно, что агроусадьбу «Верес» облюбовали звезды белорусской и российской эстрады. На стенах в корчме – их автографы. «Вы потрясли нас и пронзили наши сердца», – написала российская оперная дива Любовь Казарновская. «Хочу снова вернуться в «Верес» – оставила надпись Ирина Дорофеева.
Михаил и Ирина Макей – пионеры агротуризма не только на Зельвенщине, но и во всей Беларуси. Уникальность их усадьбы в том, что она – часть фермерского хозяйства, инфраструктура которого создавалась двадцать пять лет. Сегодня – это одна из крупнейших агроусадеб страны с комфортным жильем, уникальным дендропарком, в котором более 250 видов и разновидностей деревьев и кустарников, великолепными зарыблеными прудами, экологически чистыми продуктами, выращенными на собственных полях и в подсобном хозяйстве. Здесь можно почувствовать себя частью сельской идиллии, насладиться тишиной и красотой ландшафта, прикоснуться к аутентичным и коллекционным старинным вещам и отдохнуть с настоящим шиком. Каждый год «Верес» посещают около трех тысяч человек. Приезжают гости из Италии, Швеции, Германии, Польши, Литвы, Украины.
Возделать такой оазис в чистом поле – какую же силу надо иметь?!
– Это от деда, – считает хозяин Михаил Францевич и показывает на портрет мужчины, на которого очень похож. – Я – крестьянский сын, агроном по профессии, и жажда к своему клочку земли у меня в крови. Когда-то на этом месте было хозяйство моего деда. Спустя годы я продолжил его дело. Корни питают и крепко держат на родной земле.
Ирина Яновна – хуторянка, выросла в Щучинском районе, привычная к сельскому труду. Потому поддержала супруга и, взяв малышей, поехала с ним строить фермерское хозяйство, осваивать приобретенные земли. Дизайн, уют и красота в усадьбе – дело ее рук. Она же проводит обряды и организовывает праздники для желающих. Если дожинки или «зеленая гулянка» – то с размахом, если свадьба – то по народным обычаям. Ну и, конечно же, кухня – ее вотчина.
– Основа нашего меню – блюда национальной кухни Беларуси, – рассказывает хозяйка. – Но мы также готовим любые блюда по желанию гостей. Главное – из собственных продуктов, выращенных на своих полях и в подсобном хозяйстве.
Взрослые сын и дочь нынче живут и трудятся в Минске, но при первой же возможности мчатся на помощь родителям.
Супругам небезразлична судьба малой родины. Они уверены, что агротуризм содействует возрождению и развитию села. Сегодня в фермерском хозяйстве «Верес», где на 120 гектарах выращиваются зерновые, овощи, картофель, имеются большое подсобное хозяйство, кузня и столярный цех, трудятся более тридцати человек.
ФИРМЕННОЕ БЛЮДО
«Пенек» от Ирины Макей
Для блюда выбирайте красивую и желательно ровненькую полосу ребрышек, из которых можно будет сделать «пенек». Ребра натираем солью и специями: перец, майоран, кориандр (чеснок на любителя) и оставляем мариноваться на два часа. Пока лента ребрышек маринуется, делаем начинку для «пенька». Обжариваем кусочки мяса, лук, отвариваем пропаренный рис, добавляем в него размоченную курагу, чернослив, изюм, соль. Все соединяем. Делаем из промаринованных в специях ребрышек круг на листе фольги и, чтобы он не разваливался, сшиваем нитками. Заполняем его начинкой и отправляем на 60 минут выпекаться в духовку, прогретую до 180 градусов. Выкладываем готовый «пенек» на плоскую тарелку, украшаем со всех сторон маринованными опятами либо любыми другими грибами, оливками и зеленью.
Приятного аппетита!