- Информация о материале
- Категория: Uncategorised
В поиске новых впечатлений, интересного и приятного отдыха необязательно отправляться в далекое путешествие. Много удивительного и необычного, достойного внимания и открывающего нам новые грани жизни можно узнать и увидеть, не уезжая за пределы нашей области. Для этого не нужно брать отпуск, копить на поездку деньги и паковать большой чемодан. Достаточно подарить себе выходные – и воспоминаний хватит не на одну неделю.
Свислочь: в заповедном пущанском краю
Когда мы пытались выяснить, откуда такая своеобразная планировка у небольшого городка на окраине Беловежской пущи, краеведы посоветовали: «ищите женщину».
В сердце города
В XVIII веке местечко перестраивалось специально для племянницы короля Речи Посполитой Августа Понятовского – Терезы Понятовской. Ее муж, владелец Свислочи, Винцент Тышкевич очень любил эти места. Жена поставила ему условие: превратить Свислочь во «вторую Варшаву». Из-за границы были выписаны лучшие архитекторы. Местечко претерпело масштабную перепланировку: улицы от центральной площади были выведены строго под прямым углом. Такая планировка сохранилась у исторического центра города по сей день.
А как кипела жизнь на центральной площади, можно увидеть в наши дни на Свислочской, или по-другому Успенской ярмарке. Традицию проводить ее также заложили Тышкевичи, которые в свое время добились для местечка торгового привилея. На месте, где сегодня находится здание районного Центра культуры, были возведены торговые ряды. Успенская ярмарка по масштабам и богатству практически не уступала Анненской на Зельвенщине, а позже и вовсе превзошла. Здесь даже бывали Радзивиллы и Сапеги. И в наши дни ярмарка проходит с размахом.
Районные власти планируют восстановить на центральной площади шпиль, который был установлен при Тышкевичах в честь Успенской ярмарки. Кроме того, он выполнял функцию громоотвода.
Прогулки по парку
Городской парк – одно из красивейших мест Свислочи. Здесь можно увидеть вековые липы, погулять между прудами, пройтись по ажурному мостику. Все это очень напоминает тот парк, который Винцент Тышкевич создавал для супруги. Кроме того, что можно увидеть и сегодня, были грабовые аллеи, ведущие в кабинеты-лабиринты, посыпанные песком дорожки, «зеленые» фигуры, подстриженная березовая рощица...
Туристы утверждают, что и современному парку живописности не занимать. Еще большую ценность он приобретает за счет сохранившегося здесь фундамента дворца Тышкевичей. На нем сегодня стоит типичная деревянная постройка, которая в разное время была конторой колхоза, управлением лесничества, жилым домом… Краеведы ратуют за реконструкцию дворца. Тем более, что сохранились подвальные помещения, которые вызывают большой интерес у туристов.
Сверните на Заречную
На улицах Массонова и Заречной турист сможет увидеть типичную застройку, а вот по рассказам экскурсовода фантазия нарисует гораздо больше. Здесь когда-то был необычный зоопарк.
По приказу Винцента Тышкевича река Свислочь была загорожена, и вода пошла в обход, образуя островок. Из Беловежской пущи сюда привозили и селили животных. На них можно было любоваться, подплывая к острову на лодке.
Прославленная гимназия
Сохранился один флигель здания гимназии, где когда-то учились лидеры восстания 1863–1864 годов Кастусь Калиновский, Валерий Врублевский, Ромуальд Траугутт. Сейчас здесь расположилась больница. Однако внешний вид постройки невольно отсылает туриста к ее историческому прошлому. Здание бывшей Свислочской гимназии отнесено к числу объектов историко-культурного наследия.
В центре города установлен бюст Кастусю Калиновскому авторства известного скульптора Заира Азгура. Судьба Калиновского была тесно связана со Свислоччиной: здесь прошло его детство, боролся за свою идею, издал семь номеров газеты «Мужыцкая праўда»… В Якушевке, где находилось имение Калиновских, в его честь установлен памятный знак.
Аллея памятников
В начале 2000-х в центре Свислочи была заложена аллея памятников. Ее открывает памятник Неизвестному солдату на братской могиле, в которой захоронено более двухсот воинов Великой Отечественной войны, а также Герой Советского Союза полковник Николай Массонов, погибший при освобождении Свислочи. На аллее установлено пять бетонно-каменных скульптур, в том числе памятный знак воинам-интернационалистам.
Ни один гость города и района не сможет проехать мимо мемориального комплекса «Асiлак». Одиннадцатиметровый богатырь с опущенным мечом – это символ белорусского народа, который настроен мирно, но всегда готов защитить свою землю. Медная фигура установлена к 45-летию Великой Победы. У ее подножия находится плита с фамилиями жителей Свислоччины, погибших в годы войны.
История в лицах и корчма... в музее
Историю Свислочи туристам покажут в районном историко-краеведческом музее.
Значительное место в экспозиции занимает макет города уже после перепланировки, сделанной Винцентом Тышкевичем. На нем видны въездные брамы, парк с узкими прудами, торговые ряды, здание театра, улицы, ведущие к центральной площади, где установлен обелиск, который венчают позолоченный шар и металлический шпиль. Идем дальше – и вот мы видим копии работ Наполеона Орды. Это Свислочь первой половины XIX века. Такой ее видел будущий художник, литератор, музыкант Наполеон Орда – студент местной гимназии, одной из первых светских школ на территории Беларуси. Такой ее видел еще один не менее известный в будущем студент – Кастусь Калиновский.
Родился Кастусь в Мостовлянах, сейчас это территория Польши. Однако вскоре отец большого семейства (от двух браков у него было 17 детей) купил имение в деревне Якушовка и открыл там ткацкую мастерскую по производству столового белья. А сын поступил в местную гимназию, где учился с 1849-го по 1856 годы. С того времени в музее сохранился учебник алгебры 1844 года, подаренный одному из учеников гимназии. Полистав его, можно увидеть, какие задачки решал, будучи студентом, Калиновский. А чтобы больше узнать об одном из руководителей восстания 1863 – 1864 годов, стоит побывать в музее в преддверии 2 февраля: ко дню рождения Калиновского здесь открывается тематическая выставка.
Мало кто знает, но каждый год по большим праздникам, в том числе в день, когда проходит знаменитая Свислочская ярмарка, в музее открывается корчма как напоминание о том, что здание музея находится в бывшей еврейской корчме.
Отдельной темой представлена Свислочская ярмарка и даже приведена таблица: в каком году и сколько купцов приехало, сколько продали и так далее. Можно увидеть отдельные товары, в том числе знаменитую чернолощеную керамику, которой славилось Порозово. Обязательно расскажут гостям музея про Незботичскую бумажную фабрику, развитие кожевенного ремесла, местных каретников, которые выполняли заказы даже для Радзивиллов, и тончайшее столовое белье с видами Друскининкая, которое ткали мастера на фабрике отца Калиновского.
Робот стал дояром
Молочно-товарный комплекс «Доброволя» – современная фабрика по производству молока.
Работники комплекса роботизированную систему доения Lely Astronaut, которая до минимума сократила долю человеческого труда в производстве молока, прозвали Лейлой. Железная «лапа» быстро и технично совершает все те манипуляции, которые на обычных молочно-товарных комплексах проделывают операторы машинного доения. Таких роботов на «Доброволе» шесть.
Буренки, а на комплексе 460 голов дойного стада, их не боятся и охотно идут на дойку. «Умная» машина заманивает комбикормом. Причем размер порции зависит от того, сколько молока дает та или иная корова. Эту информацию робот считывает с респондера, проще говоря, датчика, который есть у каждого животного.
Пока корова ест, лазерный луч помогает молочным стаканам встать на место и дойка начинается. Молоко по специальному трубопроводу поступает в холодильные камеры, которые, скорее всего, из-за схожести с боевой машиной на комплексе окрестили «молочными танками». На всех этапах доступ к молоку закрыт. Во всем мире это один из показателей высокой культуры производства, отмечают работники комплекса.
Высокопродуктивные коровы приходят к Лейле до четырех раз на день. Если животное пожалует раньше положенного срока, робот попросту не запустит дойку. Тех, кто наоборот не торопится, подгоняет загонщик. Эта одна из немногочисленных функций, за которую в этом процессе отвечает человек.
Даже качество молока контролирует робот, причем прямо во время дойки. Отбракованное отправляет в отдельную емкость, после пастеризации его используют в кормлении телят.
Зоотехник-селекционер внимательно следит за монитором, на котором высвечивается информация про каждую из буренок: сколько съела корма, сколько дала молока... Просим рассказать нам о корове-рекордсменке по надоям. Ей оказалось животное под номером 344. Использование роботизированной техники потребовало присвоения коровам номеров, которые заменили старые добрые клички. Но от этого животное не стало получать меньше внимания. Робот, к примеру, передает на компьютер сигналы о малейшем недомогании коровы. И пусть не к Зорьке, а к животному под номером «надцать» сразу спешит ветеринар.
До и после дойки робот устраивает для животных водные процедуры. Заботливо смазывает вымя йодированным раствором. Моет роботизированная система себя сама. Все процессы происходят на виду, за ними очень интересно следить. Как рассказали в совхозе «Вердомичи», которому принадлежит молочно-товарный комплекс, туристы покидают «Доброволю» под большим впечатлением.
Из-под стамески мастера
Вы уже, наверное, поняли, что главное богатство Свислоччины – это лес. Поэтому и мастер-класс будет тематический: узнаем секреты работы с деревом. Точнее, капом – наростом, который появляется на стволах.
Святослав Лещук работает водителем автобуса в Добровольской школе. А в свободное время занимается резьбой, создавая по-настоящему дизайнерские вещи. Его дом украшают напольная ваза-чаша причудливой формы, множество небольших вазочек-конфетниц. Поражает стол, у которого вместо ножек – корни дерева с образовавшимся на них круговым капом.
В мастерской во дворе – множество заготовок. Святослав Николаевич показывает ствол с капом: это будет ваза, сюда прикрепится согнутая ветка, которая будет обвивать ствол. Или вот еще одна работа – стул-трон на «куриных ножках», соединенный с кофейным столиком. Все это стоит посмотреть для вдохновения: новичку такую работу не осилить. Более простую, признаться, тоже непросто. Но попробовать стоит.
– Лет двадцать уже занимаюсь этим, – рассказывает Святослав Лещук. – Начинал с выжигания, вырезал картинки. Потом делал фигурки птиц и помещал их на кап. Сейчас более практичные вещи делаю: столы, чаши, вазы. Пробую разные виды деревьев. Ведь и кап у них разный. Еловый, например, беленький с прослойками, ольховый – красный, словно это красное дерево, он мягко режется.
А начинается все с поиска капа. Лучшее время для среза – с конца октября по декабрь, когда в древесине меньше всего влаги: в будущем такой материал лучше сохнет и не растрескивается. Дома Святослав Николаевич отправляет срез с капом на три часа вариться в огромный чан, наполненный соленой водой. Варим, чтобы кап не трескался, с него хорошо снималась кора и сохранялась структура дерева, которая напоминает мрамор. Сняли кору – и ждем, пока кап высохнет. На это уйдет от полугода до года. Стол сохнет примерно два года. Только потом можно приступать к работе: придавать изделию нужную форму.
Для этого у мастера имеется неисчислимое количество инструментов, всевозможных резаков, стамесок и прочего. Многое, к слову, сделано своими руками. Полукруглым очень острым резаком снимается тонкой стружкой древесина, раз за разом все глубже становится чаша.
– Нужна физическая сила, – говорит мастер, с усердием нажимая на резак. – А если не поддается, беру киянку. Подай мне ее, сейчас покажу, – обращается он ко мне. Первая мысль: что это? На столе – масса всевозможных инструментов. Оказывается, нам нужна деревянная «кувалда»: молоток, вырезанный из цельного куска дерева. Им Святослав Николаевич стучит по ручке резака – и снова закручивается спиралью стружка. Казалось бы, все просто. Силы, правда, не хватает: все же не женская это работа. Да и стоит поставить инструмент не под тем углом, как он уходит вглубь.
Несколько часов или дней работы – и можно шлифовать изделие и покрывать лаком. Если это ваза для пищевых продуктов, втирается льняное масло.
– Нравится мне работать с капом, ведь каждый раз получается новая работа. Сделал что-то и знаешь: в мире второй такой не найдешь, – говорит мастер.
Сокровища главного леса Европы
Озеро с питьевой водой, дубравы с деревьями-великанами, логово диких животных, охотничья дача графа Тышкевича... Своими богатствами и диковинками охотно делится с туристами Беловежская пуща, часть которой расположена в Свислочском районе.
За сохранность уникальной природы в 1992 году решением ЮНЕСКО Национальный парк «Беловежская пуща» первым на территории бывшего СССР был включен в Список Всемирного природного наследия человечества.
Жарковщину как место для отдыха и охоты много лет назад облюбовал один из владельцев Свислочи граф Тышкевич, который построил в сердце пущи свой охотничий домик. Правда, тот дом сгорел, но в 1930-х годах был восстановлен, совсем немного изменив внешний вид. Сохранилась общая атмосфера дачи с двумя гостиными на первом этаже и комнатами на втором.
Сегодня одну из гостиных планируют переделать в музейную комнату, разместить там портреты рода Тышкевичей, документы и многое другое. Вторая гостиная – типичная для охотничьей дачи: с трофеями на стенах и шкурами добытых животных. Эту свою роль дом в Жарковщине выполняет и сегодня: ежегодно сюда приезжают охотники из Франции, Германии, России, Польши и других стран.
Стоит сказать, что охотники составляют примерно четверть всех гостей туристско-гостиничного комплекса. Остальные – обычные туристы, любители фотоохоты, велосипедных или неспешных пеших прогулок. В последнее время все чаще можно услышать иностранную речь – едут гости из Европы. Для удобства работает упрощенный пункт пропуска «Переров» для тех, кто путешествует по пуще и пересекает границу пешком или на велосипеде. Кроме того, в течение трех дней на территории пущи разрешено пребывание без визы.
Для гостей разработаны интереснейшие туристические маршруты на любой вкус: непродолжительные пешие, которые позволяют насладиться природой, велосипедные по заповедным местам или вечерние на автотранспорте парка с возможностью увидеть диких животных в их естественной среде. Как рассказал начальник туристско-гостиничного комплекса «Жарковщина» Светослав Болбот, чтобы туристы не заплутали, им выдают карты и схемы, все маршруты промаркированы и пронумерованы, на табличках указаны номера телефонов для связи с сотрудниками комплекса.
К уже известным маршрутам постоянно добавляются новые, а старые дорабатываются и совершенствуются. Например, на озере Романовцы оборудовали смотровую площадку, с которой можно увидеть бобровую хатку и ее обитателей. Появился маршрут для любителей скандинавской ходьбы, ведущий к роднику с чистейшей водой. Утолить жажду можно и водой из озера Песец – настолько она там чистая. После прогулок туристы возвращаются с красивейшими фотографиями на фоне деревьев-великанов: дубов с 30-метровой шаровидной кроной и полутораметровыми в диаметре стволами, елей, ясеней, кленов. Немало уникальных объектов встречается на маршруте «Языческая дубрава», название которого говорит само за себя. Это и дуб – любимец Перуна, и камень-жертвенник, в ложбинке которого в любую погоду собирается вода.
Для ночлега туристам предложат несколько гостиниц на выбор. Заманчиво остановиться в охотничьем доме графа Тышкевича в номере Машерова. В свое время руководитель республики был здесь. После смерти Петра Мироновича в пущу приезжала его вдова. Можно выбрать комнату в лесничестве. Не так давно была построена гостиница «Войтов мост» – тоже в свислочской части пущи, но уже другой. В целом туристско-гостиничный комплекс «Жарковщина» одновременно может принять более 70 человек.
ФИРМЕННОЕ БЛЮДО
Колдуны от туристско-гостиничного комплекса «Жарковщина»
Из муки, холодного молока и свежих яиц замешиваем тесто. Оно должно быть довольно мягким, податливым и не очень тугим. Оборачиваем пленкой и отправляем в холодильник отдыхать.
В это время готовим начинку. Отвариваем белые грибы, затем немного обжариваем их с луком. Когда остынут, добавляем рубленую соломкой ветчину, отваренные яйца и тертый сыр. Перемешиваем.
К этому времени наше тесто готово. Раскатываем его довольно тонко и делаем небольшие колдуны: сначала как пирожок, а потом немного придавливаем его, чтобы он получился приплюснутым. Обжариваем колдуны в небольшом количестве растительного масла.
Подавать такое блюдо хорошо со сметаной или сливочным маслом, украсив зеленью.
- Информация о материале
- Категория: Uncategorised
В поиске новых впечатлений, интересного и приятного отдыха необязательно отправляться в далекое путешествие. Много удивительного и необычного, достойного внимания и открывающего нам новые грани жизни можно узнать и увидеть, не уезжая за пределы нашей области. Для этого не нужно брать отпуск, копить на поездку деньги и паковать большой чемодан. Достаточно подарить себе выходные – и воспоминаний хватит не на одну неделю.
Мосты: зеленый город над Неманом
Спросите любого жителя Мостов, какая главная достопримечательность города, и он, не задумываясь, ответит: подвесной мост. Но тот факт, что название райцентра связано именно с ним, – совпадение. Почему, узнаем во время прогулки по городу.
Парящий в воздухе
Оказывается, в районе три населенных пункта с названием Мосты, в которых к тому же имеется пять мостов. Одноименный районный центр и две деревни: Правые и Левые Мосты, раскинувшиеся на правом и левом берегах Немана. Территориально они только рекой и разделяются. Мостов с маленькой буквы в них пять: один с красивыми арками соединяет Правые и Левые Мосты, в самом городе есть автомобильный, железнодорожный и небольшой через Зельвянку. А самый известный – это единственный большепролетный подвесной мост в Беларуси. Местные жители обязательно приводят сюда гостей, начиная с 1972 года, когда и был подвешен над Неманом 193-метровый неширокий, всего метра полтора, мост. До этого, чтобы сходить в гости к друзьям, живущим на другом берегу, использовали паромы и лодки. Случались и трагедии. Одна из последних произошла в 1946 году, когда паром затонул.
Появлением подвесного моста жители обязаны генеральному директору «Мостовдрева» Евгению Радкевичу, уроженцу Архангельска. Говорят, идею строительства такого моста он привез с родины. А Мосты как нельзя лучше подошли для ее реализации.
Одно из самых приятных мест в Мостах – парк вдоль берега Немана. Стоит пройти метров двести от центра в сторону реки, и ты забываешь, что за спиной – улицы, автомобили и многоэтажные дома: среди высоченных сосен, прогуливаясь по переплетающимся дорожкам, дышится особенно легко. А стоит перейти Неман по слегка качающемуся от шагов подвесному мосту – и оказываешься в лесу, который тянется на много километров. Обязательно стоит побывать здесь в теплое время года, когда на Немане тренируются будущие олимпийские чемпионы по гребле. «Шух, шух» – одна за другой скользят по водной глади прямо под тобой длинные байдарки. Красиво!
«Сердце города»
Первое упоминание о Мостах относится к 1486 году. Они в то время были уже довольно крупным поселением, через которое проходил торговый путь, соединявший Краков и Вильнюс. Правда, это местечко в будущем стало Правыми и Левыми Мостами, расположенными в километрах пяти от города.
Что касается названия Мосты, по одной из версий, оно происходит от небольших мостков, которые лежали возле каждого дома, когда реки разливались и затапливали улицы. Или тех, которые сооружали жители, чтобы перебраться через болото.
Бурное развитие современных Мостов, ставших райцентром, связано с братьями Конопацкими, которые в 1927 году организовали здесь фанерный завод, весьма удачно просчитав логистику: Неман как недорогой способ переправки товара плюс богатая сырьевая база вокруг – лес. А сейчас уже ОАО «Мостовдрев» находится в самом центре города. Вдоль завода идешь, когда прогуливаешься по центральной улице, хорошо его видно с подвесного моста. А с автомобильного – особенно. Именно отсюда открывается прекрасный панорамный вид на завод, старые и новые цеха. Даже не верится, что это масштабное производство выросло из небольшого фанерного завода.
Своя легенда
Хотя город на поверку оказывается довольно молодым, есть у него своя легенда. В урочище Михайловка (сейчас эту часть города называют Михаловка), где расположен дендропарк, в 1863 году был основан один из повстанческих отрядов Кастуся Калиновского. Приезжал сюда и сам Калиновский. Говорят, где-то даже закопана казна отряда. Правда, ее поиски успехом не увенчались.
В центре города установлен памятник Герою Советского Союза Василию Жукову. 12 июля 1944 года в бою недалеко от деревни Новинка расчет Жукова отразил три немецких контратаки. Когда к командному пункту роты прорвались танки противника, Жуков гранатами подбил один из них, однако сам погиб. За этот подвиг он посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле, где сейчас стоит памятник. Там же покоятся останки еще 885 воинов.
О героической истории Мостов, возникновении города, его развитии, о природных богатствах Липичанской пущи – обо всем этом можно узнать в музее «Лес и человек».Здесь проходят театрализованные мероприятия, посвященные традиционным праздникам: «Гуканне вясны», Пасха, Купалье. А детям особенно нравятся занятия «Звери и птицы в белорусских сказках».
Дыхание старины и самобытности
Самая большая на Гродненщине коллекция ковров в технике подвойного ткачества и уникальная экспозиция быта – вот, пожалуй, две главные изюминки Гудевичского государственного литературно-краеведческого музея. Экскурсию по нему для нас проводит его директор Екатерина Басинская.
Техник ткачества у наших предков было множество. Традиция, которую восстановили в Гудевичах, – это, не побоюсь сказать, высший пилотаж. Научиться подвойному ткачеству не каждой мастерице было под силу. Главная его отличительная черта – двусторонний рисунок. По сути, здесь нет изнанки. Такие изделия получались довольно плотными, поэтому их реже использовали как покрывала, в основном вешали на стену. Однако для обычных жителей это была роскошь, ведь они были дорогими. Неудивительно, что большинство старых экспонатов были привезены из храмов.
Старожил экспозиции – ковер из индурского костела, на котором выткана дата: 1898 год. Есть уникальный ковер 1926 года. Вместо привычного геометрического или растительного узора на нем выткана картина, поэтому он больше похож на гобелен.
Когда в фондах музея появились эти ковры, супруга основателя музея Алеся Белокоза Вера Игнатовна взялась за возрождение традиции. И вот уже много лет она сама создает ковры в этой технике и учит мастерству всех желающих. В Гудевичском музее можно не только увидеть старинные и современные ковры, но и посмотреть, как создаются такие вещи, попробовать самому или освоить более простое ткачество. Здесь всегда готовы провести мастер-класс.
Вторая изюминка музея – экспозиция быта. Казалось бы, что здесь особенного – такие уголки есть в каждом районном музее. Но только в Гудевичах эта экспозиция создана в настоящем старом доме. В 1981 году при поддержке местного колхоза перевезли его из деревни Семеренки. Сколько ему лет, доподлинно неизвестно. Но в музее от одного поколения сотрудников другому передают воспоминания Алеся Белокоза: «Когда выбирали хатку, а в Семеренках их было несколько, то самый старший житель деревни, а ему тогда было 92 года, говорил так: когда он был маленький, его бабушка ему говорила, что когда она была маленькая, то хатка эта уже стояла и была не новая». Вот и считайте. В помощь – еще одно мнение: знатоки утверждают, что способ, каким сложены углы в избе, был характерен для екатерининских времен.
А вот «начинка» дома помоложе. Оно и понятно: практически все делали своими руками. И если хозяин умел сколотить скамейку, он не ждал, когда она совсем рассыплется, а делал новую. Скажу честно: когда видишь все эти вещи в музейной экспозиции – это одно. Здесь, когда каждая занимает свое место, ощущения совсем другие: словно хозяева просто вышли на минуту. Пока их нет, можно сыграть в игру «Угадайте, для чего это использовалось». И если с древним утюгом, набором прихваток и лопаток, сковородкой на ножках мы справляемся легко, то вот стеклянная колба вызывает недоумение. Оказывается, это ловушка для мух.
Особую атмосферу создают соломенная крыша, каменные ступени, глиняный пол, низкий потолок и крошечные окошки.
Для детей эта экскурсия больше похожа на сказку, нередко она так и начинается: «Жили-были дед и баба, была у них курочка Ряба…». Для взрослых – анимация с песнями, танцами, играми. Вскоре будут организованы фотосессии в национальных костюмах.
Дерево дает «плоды»
Экскурсия по одному из крупнейших деревообрабатывающих предприятий страны «Мостовдреву» начинается с большой «кухни», где «варится» древесина.
Правильнее сказать, пропаривается. Этого требует технология производства фанеры. Процесс происходит в огромных варильных ямах. Это тот случай, когда лучше увидеть своими глазами. Не менее зрелищная следующая стадия, когда бревно превращается в древесное полотно – шпон. Длина этого полотна может достигать пятидесяти метров. Затем шпон режется, склеивается, прессуется – и фанера готова. «Мостовдрев» – единственное в стране предприятие, которое выпускает широкоформатную фанеру, используемую в Европе. В том числе ламинированную с повышенными влагостойкими качествами. Она особенно хороша для строительства, в частности, для изготовления опалубочных конструкций.
В конце двадцатых годов прошлого столетия мостовская фанера использовалась в производстве самолетов и железнодорожных вагонов. Мостовское сырье было востребовано в авиастроительстве в Бельгии, Великобритании, Индии, Малайзии, Аргентине, Сингапуре, Германии и на острове Цейлон. Специально для производства «летучего» материала основатели фанерного завода братья Конопацкие приобрели у швейцарского химика патент на склеивание фанеры насухо.
Родственникам братьев Конопацких, приехавшим в Мосты в поисках своих корней, удалось увидеть частичку того завода. Гостей порадовал тот факт, что место, где был дом семьи Конопацких, получило вторую жизнь. ОАО «Мостовдрев» построило здесь гостиницу. А фанера выпускается со дня основания завода по сей день, и это ни много ни мало девяносто лет. Только тогда это было несколько сотен метров кубических, а теперь три тысячи кубометров в месяц.
Кроме того, предприятие выпускает 10-12 тысяч кубических метров плит МДФ/ХДФ различной толщины для производства мебели. Как рождаются эти плиты, снимать не разрешают, ссылаясь на автоматическую систему пожаротушения, которая может сработать от фотовспышки. А вот смотреть не запрещено. Первое, что бросается в глаза, процесс полностью автоматизирован. Операторы следят за производством древесных плит через экраны мониторов. В свое время на модернизацию предприятия было направлено 200 миллионов евро.
Директор ОАО «Мостовдрев» Сергей Ососов рассматривает производственный туризм как одну из возможностей по привлечению на работу молодых людей. Высокотехнологичному предприятию нужны квалифицированные кадры. «Мостовдрев» не исключает выдачу целевых направлений для обучения в профильных учреждениях образования тем, кто свою будущую профессию хочет связать с деревообработкой.
Экотропы по пущанским лесам
Мостовщина с расположенным на ее территории ландшафтным заказником «Липичанская пуща» прекрасно подходит для экологического отдыха.
Заповедный край
Липичанская пуща относится к природоохранной зоне, но для туристов открыта. По ее территории проложены экомаршруты, по которым можно пройти пешком или проехать на велосипедах и максимально близко познакомиться со здешними местами. Здесь растут вековые дубы, одному из них уже пять столетий. Если повезет, можно увидеть редчайшее краснокнижное животное – орешниковую соню, которое напоминает миниатюрную белку. Рыбаки рассказывают, что в омутах Щары водятся сомы.
Не заблудиться туристу помогут многочисленные указатели. Для отдыха оборудованы навесы, лавки, кострища.
На одной из стоянок туристы задерживаются дольше, чем обычно. Здесь сохранилась настоящая партизанская землянка. Расположенный рядом мемориальный комплекс хранит имена погибших жителей деревни Шимки, которая была сожжена немцами во время одной из карательных операций против мостовских партизан. Старожилы помнят, как немцы уничтожили стоявшую на берегу Щары деревянную церковь и застрелили священника. Через некоторое время на том месте из-под земли забил родник. Свято-Троицкая щарская криница обустроена и намолена. Говорят, ее вода исцеляет.
Для отдыха в заказнике нужно получить разрешение дирекции в деревне Голубы. Здесь же можно взять напрокат байдарки и моторные лодки для сплава по Неману и Щаре.
Охота поохотиться
В Мостовском районе находится одно из крупнейших охотничьих хозяйств в области «Белая тропа». Добраться к месту охоты по глухим лесным дорогам возможно только на внедорожниках – их предоставляет охотхозяйство. Здесь же можно взять в аренду карабин. Охотники передвигаются и охотятся в сопровождении опытных егерей, знающих все тропы животных. Клиенты «Белой тропы» практически всегда возвращаются с добычей.
– Охота с вышки и с подхода – одни из самых захватывающих способов охоты на оленя, лося, косулю и кабана. На территории охотхозяйства установлено около двухсот вышек, – рассказывает Николай Тумащик, директор охотничьего хозяйства «Белая тропа».
В хозяйстве выдают путевки и тем, кто любит погоняться за зайцем или лисицей. А сейчас в самом разгаре охота на водоплавающих и болотных птиц. С 15 мая открывается сезон охоты на косулю. Уже посыпались звонки из разных уголков страны и мира. С большим удовольствием едут на Мостовщину россияне, литовцы, немцы. Желающих много, но хозяйство строго придерживается норм, которые устанавливаются в соответствии с плотностью популяции животных.
Территория охотугодий составляет около 100 тысяч гектаров. Место для охоты – это далеко не все, что сегодня хочет получить охотник. Обмен впечатлениями после охоты, отдых и ночлег проходят на охотничьей базе. Это домики, срубленные из сосновых бревен, внутри которых стоит восхитительный аромат. Можно попариться в бане, сыграть в бильярд, испытать японскую купель, которая оборудована у пруда. Охотхозйство «Белая тропа» ежегодно зарыбляет озеро у деревни Микелевщина. На удочки рыболовов попадаются карп, толстолобик, белый амур, карась, плотва, щука, окунь. Бывают трофейные экземпляры весом по 7–8 килограммов. Рыбаки и отдыхающие размещаются в комфортабельных домиках на берегу озера.
Вся добыча и улов считаются собственностью клиентов «Белой тропы».
Десятиручка. Желанница. Успешница
Текстильные куклы у наших предков были очень распространены. Это и игрушка для ребенка, и оберег, и женская подружка, и просто украшение для дома. Разновидностей множество, и у каждой куклы свое предназначение, о чем нам рассказала методист Мостовского районного центра ремесел Ольга Слиж.
Например, Успешница – с толстой длинной косой, а в руках – мешочек. В мешочке – успех, в косе – сила. Еще одна куколка с длинной косой – Женское счастье. Главная ее особенность в том, что она очень маленькая. Делали девушки Желанницу. Эту куклу надо было поднести к зеркалу, попросить о чем-то и обязательно отблагодарить: украсить платьице бусиной, ленточкой. Желанница – личная кукла, ее прятали от чужих глаз. А вот пару Богача и Крупеничку, наоборот, можно было и показать. Эти куклы были символом зажиточности: большая, плотная кукла символизировала богатый урожай и соответственно богатую семью. В Крупиничку насыпали крупу, которую хранили до нового урожая, из нее же делался первый посев.
Сложно перечислить всех кукол. На мастер-классе в Мостах могут предложить до двадцати видов по желанию гостей. Одних довольно быстро делать, другие требуют терпения. Попробуем и мы.
– Все куклы без лица. Это чтобы в них не вселился злой дух, – рассказывает мастер народных промыслов Татьяна Вангул. – Делали их из остатков ткани, украшали лентами. Ножницы и иголки при этом не использовались: ткань просто рвалась руками. Если это кукла-оберег, ее тельце скрепляется красной ниточкой, перематывается трижды крест-накрест по часовой стрелке.
Было еще немало правил, которые следовало соблюдать: куклу-оберег часто делали именно на коленях, а не столе, в отсутствие мужчин, сосредоточившись на процессе… Соблюсти все это на мастер-классе практически невозможно.
– Обязательно рассказываем, как делали наши предки. Если гости хотят без единого шовчика, – делаем так. Если интересно просто сделать текстильную куклу, предлагаем немного «осовремененные» подходы, – рассказывает Татьяна.
Такой осовремененный подход выбираем и мы. Поэтому на столе появляются ножницы и иголка. В центр небольшого кусочка ткани кладем плотный шарик синтепона или другого наполнителя, завязываем – это будущая головка. Шьем юбочку: стежками прошиваем край круглого кусочка цветной ткани, потом собираем в мешочек, который наполняем синтепоном. Вставляем головку куклы, добавляем наполнитель, чтобы было плотно, и зашиваем. Длинную полоску белой ткани завязываем аккуратным узелком посередине, прикладываем к туловищу и прикрепляем ниткой – получаются ручки. Завязываем фартушек, потом платочек. Полчаса – и текстильная куколка готова. А самое приятное, что она всегда получается. И всегда красивой.
Как рассказала директор центра Жанна Новик, гостям могут предложить несколько мастер-классов на выбор. В том числе – по соломо- и лозоплетению, резьбе по дереву. Недавно освоили новую технологию и уже готовы делиться опытом по плетению из травы.
- Информация о материале
- Категория: Uncategorised
В поиске новых впечатлений, интересного и приятного отдыха необязательно отправляться в далекое путешествие. Много удивительного и необычного, достойного внимания и открывающего нам новые грани жизни можно узнать и увидеть, не уезжая за пределы нашей области. Для этого не нужно брать отпуск, копить на поездку деньги и паковать большой чемодан. Достаточно подарить себе выходные – и воспоминаний хватит не на одну неделю.
Зельва: знаменитая ярмарка и рукотворное море
Уютный и компактный городской поселок Зельва находится в ста километрах от Гродно. Несколько веков назад он был хорошо известен европейским купцам благодаря крупнейшим в Европе ярмаркам, невероятному количеству лавок и прекрасному театру. Здесь Сапеги принимали короля Речи Посполитой Владислава VI и императора Российской империи Павла I. Благодаря сохранившимся традициям и историческим памятникам городской поселок и сегодня привлекает туристов.
Экскурсию по городскому поселку начинаем с исторического центра. Наш экскурсовод – учитель истории, руководитель народного историко-краеведческого музея «Светоч» средней школы №3 Лилия Сидорко.
– Существует несколько версий происхождения названия поселка, – рассказывает Лилия Борисовна. – От названия балтских племен «зеевы», славянского слова «залева» – заливать водой, названия речки Зельвянка, слова «зеленая». А, может, даже от имени знахарки Зельвихи, которая лечила местное население лекарственными растениями…
Первое упоминание о Зельве в Ипатьевской летописи относится к 1258 году. Согласно ей, уже тогда Зельва существовала не просто как населенный пункт, а как важный стратегический узел. В 1470 году селение входило в состав владений Михаила Начовича. Долгое время переходила из рук в руки: Полубинские, Нарбуты, Пацы, Копачи, Сангушки. В 1632 году ее получили знаменитые магнаты Сапеги, вложившие немало сил в развитие местечка и владевшие им почти двести лет.
Символ Зельвы и Анненский кирмаш
Символ Зельвенщины – лошадь. Еe скульптура появилась на центральной площади в юбилейном 2008 году. Образ лошади – также на гербе и флаге поселка.
– В 1721 году владелец Зельвы Антоний Казимир Сапега получил привилей от короля Августа Второго на открытие в городе Анненского кирмаша в честь святой Анны, – рассказывает Лилия Борисовна. – На целый месяц, с 25 июля по 25 августа, местечко становилось центром торговли Великого княжества. Торговцы съезжались сюда со всей Европы: по размаху и значительности кирмаш уступал только знаменитому Лейпцигскому. Благодаря ярмарке Зельва была центром экономической жизни конца XVIII – начала XIX века и заметной театральной площадкой, где гастролировала труппа Виленского театра, театра Соломеи Дешнер из Гродно. Здесь выступали жонглеры, фокусники, цыгане с дрессированными медведями.
Александр Сапега даже построил в городе театр, чтобы удивить западных гостей, а потом завещал своему сыну перестроить это здание в храм, поэтому существует версия, что основная часть Свято-Троицкой церкви в Зельве и есть здание бывшего театра. А традиция проведения Анненских кирмашей сохранилась, сегодня это – один из брендов региона.
От площади, где шумит кирмаш, мы отправляемся к городищу, где были найдены свидетельства раннего Средневековья. Здесь же можно посмотреть на руины храма конца XIX – начала XX века и памятный крест – символ толерантности жителей этих земель.
От святыни к святыне
Согласно письменным упоминаниям, церковь Святой Живоначальной Троицы построена в 1815 году на фундаменте древней деревянной православной церкви, датируемой по одним источникам 1434-м, по другим – 1443 годом. И только в 1904-1909 годах перестроена на средства правительствующего синода и пожертвования прихожан. Тогда же была достроена колокольня, а в 1910 году храм был вновь освящен как православный.
В храме есть приходской музей, в котором хранятся уникальные церковные фолианты, утварь, старопечатные книги, фотографии.
Еще одна достопримечательность райцентра – Троицкий костел, построенный по проекту Юзефа Пиуса Деконского в 1913 году в неоготическом стиле. Входная его часть – открытые галереи и арки. Этот композиционный прием не встречается больше ни в одном из храмов Восточной Европы.
Маршрутами памяти
Накануне войны на территории нынешнего Зельвенского водохранилища строился военный аэродром. Потому фашисты так нещадно бомбили Зельву, превратив ее центр в руины. В 1941 году здесь был концлагерь.
В память о героизме защитников поселка и всех земляков, павших в боях за освобождение Родины, – огромная 17,5-метровая стела. Здесь проходят торжественные митинги. Рядом – памятный знак в честь земляков, не вернувшихся с афганской войны, самолет СУ и БТР. А чуть ниже разбит прекрасный парк отдыха с водоемами.
Манит Зельвенское море
Местные жители уверяют, что Зельвенское водохранилище, которое в народе метко называют морем, сложно обойти за день. Визуально оно бескрайнее! Водохранилище построено в 1983 году в пойме реки Зельвянки, раскинулось на 12,5 километра. Наибольшая его глубина – 7,5 метра, самое широкое ложе – 2 км.
В летний сезон сюда приезжают любители водного отдыха и рыболовы со всех уголков республики. К услугам отдыхающих – турбаза, гостиничный комплекс «Белый парус», домик рыбака, несколько агроусадеб. На берегу водохранилища разместился детский оздоровительный лагерь «Голубая волна».
Справляется водохранилище и с отведенной ему ролью: аккумулирует воды весенних паводков, увлажняет и орошает сельскохозяйственные земли, регулирует сток реки Зельвянки.
Святое место
Этот храм называют жемчужиной зодчества: в Сынковичской церкви оборонного типа слились воедино традиции византийского храмостроительства и западной готической архитектуры. Но белорусы и жители соседних стран едут сюда не только впечатлиться уникальным храмом-крепостью с массивными полутораметровыми стенами, башнями да бойницами, а прежде всего к чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».
– Когда и кем построен храм, неизвестно, – рассказывает священник храма Святого Архангела Михаила иерей Сергей Шумец. – Но есть легенда, что его строительство связано с именем великого князя Литовского Витовта (1350-1430). В 1382 году в борьбе за власть князь Витовт был схвачен своим сродником князем Ягайло и заточен в Кревском замке. Из заточения бежал, а убежище нашел недалеко от Слонима, «то ли в замке, то ли в крепости», как гласит летопись, а местные жители и переселенные беженцы из Пруссии во всем помогали ему. После того как князь Витовт пришел к власти, не забыл он о селении и древней крепости, в которой нашел убежище. Перестроил ее в великолепную церковь оборонного типа, в которой жители могли не только молиться, но и защититься от врагов. И сам с женой присутствовал на ее освящении в 1407 году.
И хотя современные историки считают наиболее вероятным временем строительства конец XV – начало XVI века, храм в Сынковичах гораздо старше: во время реставрации были обнаружены свидетельства более ранней истории – древние граффити на латинском и греческом языках.
В конце прошлого века уникальный храм – жемчужина белорусской архитектуры – стараниями настоятеля храма протоиерея Арсения Ананко, священнослужителей, прихожан, общественности был возрожден.
В 2005 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы с восстановленной колокольни впервые за много лет молчания на всю округу зазвучал колокольный звон.
Уникальный по архитектуре храм уникален и по своей благодати. Он известен в нашей стране и за ее пределами благодаря исцеляющей чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».
Это – копия образа Божией Матери «Всецарица», написанная специально для церкви Святого Михаила Архангела в Сынковичах на Святой горе Афон в Греции с оригинала, хранящегося там. Прямо на иконе – множество драгоценных даров от тех, кто получил исцеление.
Богородица слышит и помогает всем, кто сердцем чист и взывает к ней в искренней молитве. А многие паломники окунаются в купель в честь иконы «Всецарица», набирают целебную водицу из источника рядом с купелью.
Церковь в Сынковичах – лучший образец церкви-крепости и православной готики на наших землях. Готовятся документы для внесения храма в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На колесах истории
Анненский кирмаш в Зельве в середине XIX столетия имел большой размах и был для местных жителей событием года. Память о «кирмаше» запечатлели в музейной комнате районного Центра культуры и народного творчества, открытой год назад.
Посетителей во всем величии и богатом убранстве встретит здесь Лев Сапега. Кому, как не ему, – основателю трехсотлетней традиции – рассказывать гостям о ее истоках и демонстрировать экспонаты, собранные за последние шестнадцать лет: именно столько насчитывает возрожденный на Зельвенщине обычай проведения Анненского кирмаша.
В день нашего визита право надеть костюм канцлера литовского выпало методисту по охране историко-культурного наследия районного Центра культуры и народного творчества Евгению Быченко.
– Во времена Льва Сапеги ярмарка стартовала в день святой Анны – отсюда ее название. Длилась она целый месяц. Главным товаром были лошади. Одновременно на площади можно было увидеть тысячи лошадей различных пород, – говорит Евгений Быченко.
Подтверждением этого – центральная экспозиция музея, рассказывающая о лошадях и конной амуниции. Слова экскурсовода разовьет собственная фантазия, и посетитель незаметно «переместится» на ярмарку, потолкается у прилавков в толпе сельчан и, если не помешает гул голосов, услышит фырканье лошадей и скрип несмазанных колес телеги. К слову, колеса телег, размещенных в музейной комнате, относятся к началу XX века.
Весь остальной товар на ярмарке времен Сапеги был сопутствующим. Несмотря на это, съезжались в Зельву мастера из Европы, Прибалтики, Скандинавии, Востока. Везли на продажу железо, фарфоровую, фаянсовую посуду, меха, продукты, одежду, редкие для здешних краев восточные ткани. Огромным спросом пользовались книги. Интересно, что тогда книги продавали не поштучно, а пудами. Нередко за ярмарку удавалось продать до полутора тонн книг! Зазывали гостей многочисленные постоялые дворы и харчевни, были даже казино. В Париже не было, а в Зельве – были! Вот и стекались сюда в поисках счастья любители игры в рулетку. Толпились зеваки и в местах, где делали остановку передвижные кукольные театры – батлейки. Одна из таких, созданная современными мастерами по подобию древней двухэтажной батлейки с подвижными куклами, экспонируется в музейной комнате.
А в события недавнего прошлого вернут гостей символические колеса истории – экспонаты, украшающие стены музея. Поскрипывая, колеса сделают первый оборот и закрутятся, показывая, как возрождалась ярмарка, «прокатят» по улочкам современной Зельвы, познакомят со значимыми моментами фестиваля.
– С открытием музейной комнаты теперь к нам приезжают не только в августе, но и круглый год. Гостям рады, нам всегда есть чем удивить, и в этом году ждем всех к нам на Анненский кирмаш, – говорит методист по охране историко-культурного наследия районного Центра культуры и народного творчества Евгений Быченко.
Хлебушек со вкусом
Ежегодно завоевывают награды на конкурсах профессионального мастерства зельвенские хлебопеки. Они не скрывают секрета своего успеха: «У хлебопека душа и сердце должны быть добрыми и терпеливыми».
Ароматы свежей выпечки из цеха хлебобулочных изделий местного потребобщества просачиваются сквозь окна, дразнят прохожих, а нас прямиком ведут туда, где делается хлеб. Сразу же, пусть и формально, оказываешься вовлеченным в удивительный процесс рождения хлеба. Пекут его здесь, как и дома, начиная с просеивания муки. Но делает это специальная машина – мукопросеиватель. По воздушным линиям мука поступает в дозатор и в тестомесительную машину. На замес батонов и булочек понадобится около 13 минут, ржаной хлебушек замешивается чуть дольше – до 18 минут. А вот закваску технологи предприятия выводят сами. Опара в чанах выбраживает в течение нескольких часов. Она-то и придает тесту пористую структуру.
Вакуумный тестоделитель точно знает, сколько теста нужно для каждой единицы хлеба. Затем тесто должно минут пять отлежаться – подышать, потом хлебопеки вручную придадут батону нужную форму. Может быть, именно это прикосновение мастеров, влюбленных в свое дело, и придает зельвенскому хлебу особый вкус. Пекарь быстрыми движениями наносит на батоне свой собственный рисунок, позволяющий покупателю не путать любимый хлеб с другими. Здесь медлить нельзя. Замешкаешься – и тесто перейдет, станет более пористым, рыхлым. В металлических стеллажах отправляют заготовки в расстойные шкафы. К сожалению, мы это не увидели, но хлебопеки нас уверили, что там тесто, словно живое, увеличивается на глазах и за почти часовой «отдых» вырастает в два раза. Подросший хлеб отправляется в печь. Весь процесс от замеса до готового изделия занимает около трех часов.
В Зельве выпекают около десяти наименований подового хлеба.
– Название получил исходя из особенностей выпекания: не в формах, а на поду – на листах. Подовый хлеб очень полезен, тесто для него замешивается исключительно на закваске, – говорит начальник отдела Зельвенского филиала областного потребобщества Людмила Валюк.
Пекари вручную формируют хлеб и отправляют на расстойку. Этот этап очень похож на аттракцион: хлеба в люльках крутятся, вертятся как на карусели, дожидаясь своего часа. Приходит время – их переворачивают на листы и отправляют в печь.
Кексы, рогалики, булочки с повидлом, творогом, пирожные, сметанники – эту вкусноту выпекают в кондитерском цехе предприятия. Это то место, где вся разделочная работа выполняется вручную.
Особая гордость зельвенцев – караваи. Готовятся они только вручную, в выдумке и фантазии мастериц никто не ограничивает. Потому становятся их караваи главным украшением свадеб, семейных праздников, районных и областных мероприятий.
Когда ромашка пахнет... липой
Букетик полевых ромашек вот уже неделю украшает рабочий кабинет. Цветы нисколько не изменили своего первоначального облика: так же свежи, прочны их бархатные стебли и листья, крепко за соцветия держатся лепестки, распространяя легкий аромат липовой смолы. Не может быть, скажете вы. Не ищите здесь волшебства, а за разгадкой отправляйтесь в Деречин к резчику по дереву Валерию Фитинскому – руководителю кружка отдела ремесел и традиционной культуры Зельвенского районного Центра культуры и народного творчества. Это он создает удивительные работы из древесины.
Работу начинаем с выбора материала – идеальным для начинающего резчика за счет мягкости и податливости древесины будет липовый брусок. Наносим карандашом рисунок. Как оказалось, для новичка легким будет только этот этап работы, последующие потребуют большой концентрации, ловкости и физической силы.
– Цветы ромашки – наиболее простой для исполнения вариант. Нарисовать стебли, округлые лепестки ни у кого не составит труда. Представляем, как рисунок будет располагаться на бруске, и штрихами переносим задуманное на дерево. Начинаем вырезать, – говорит Валерий Фитинский.
На рабочем столе выкладываются в ряд полукруглые, угловые, плоские, отрезные резцы и стамески. Инструмент очень острый, поэтому, прежде чем приступить, – обязательный инструктаж по технике безопасности.
Далее полукруглым резаком намечаем по контуру лепестки и срезаем к центру от внешнего края верхние слои древесины. Угловым резцом подрезаем под контур, придавая лепестку объем. На данном этапе, чтобы «оживить» лепесток, действия приходится чередовать по нескольку раз. Полукруглый, угловой резак, стамеска-уголок – инструменты быстро меняются в руках мастера. Глядя на то, как ловко наносит штрихи-бороздки резчик, кажется, что дерево податливо, как тесто. Стоит самому взяться за инструмент, убеждаешься в обратном.
Подрезаем по контуру сердцевину, легкими движениями полукруглого резца делаем ее выпуклой, а угловым – бархатной, высекая на ее поверхности небольшие зазубрины.
Цветы начинают оживать: на глазах лепестки принимают форму, заворачиваясь кверху, накладываясь один на другой. По тому же принципу делаем стебли. А листья отделываем так: неглубоко угловым резцом нарезаем направление прожилок, затем постепенно с внешних сторон листа полукруглым резцом углубляем поверхность к центру: поверхность должна напоминать желоб.
Над работой придется покорпеть, резьба – дело не быстрое. Но когда поверхность бруска приобретает желаемый вид, мастер наносит последние штрихи: лобзиком придает бруску форму, обрабатывает обжигом. Готово!
– В отделе вместе с Валерием Фитинским резчиком работает Михаил Гринцевич. На занятия к ним приходит детвора со всей округи, – говорит заведующая отделом ремесел и традиционной культуры Зельвенского районного Центра культуры и народного творчества Алла Сидорик.
Путешественнику в Деречине предложат и другие мастер-классы: по ткачеству, соломоплетению, керамике, вышивке, изготовлению обрядовой куклы.
Притяжение «Вереса»
На лужайке – витиеватый кованый рояль в натуральную величину, виолончель, уютные беседки, летняя эстрада и огромный деревянный корабль. Туевые аллеи ведут к пятиярусному дому на берегу пруда, там же – летний дом с террасой, выходящей на воду. Чуть дальше еще один дом, как выяснилось, гостевой, с залом для торжеств со 120-летним трофейным роялем, чайной комнатой, корчмой.
Неудивительно, что агроусадьбу «Верес» облюбовали звезды белорусской и российской эстрады. На стенах в корчме – их автографы. «Вы потрясли нас и пронзили наши сердца», – написала российская оперная дива Любовь Казарновская. «Хочу снова вернуться в «Верес» – оставила надпись Ирина Дорофеева.
Михаил и Ирина Макей – пионеры агротуризма не только на Зельвенщине, но и во всей Беларуси. Уникальность их усадьбы в том, что она – часть фермерского хозяйства, инфраструктура которого создавалась двадцать пять лет. Сегодня – это одна из крупнейших агроусадеб страны с комфортным жильем, уникальным дендропарком, в котором более 250 видов и разновидностей деревьев и кустарников, великолепными зарыблеными прудами, экологически чистыми продуктами, выращенными на собственных полях и в подсобном хозяйстве. Здесь можно почувствовать себя частью сельской идиллии, насладиться тишиной и красотой ландшафта, прикоснуться к аутентичным и коллекционным старинным вещам и отдохнуть с настоящим шиком. Каждый год «Верес» посещают около трех тысяч человек. Приезжают гости из Италии, Швеции, Германии, Польши, Литвы, Украины.
Возделать такой оазис в чистом поле – какую же силу надо иметь?!
– Это от деда, – считает хозяин Михаил Францевич и показывает на портрет мужчины, на которого очень похож. – Я – крестьянский сын, агроном по профессии, и жажда к своему клочку земли у меня в крови. Когда-то на этом месте было хозяйство моего деда. Спустя годы я продолжил его дело. Корни питают и крепко держат на родной земле.
Ирина Яновна – хуторянка, выросла в Щучинском районе, привычная к сельскому труду. Потому поддержала супруга и, взяв малышей, поехала с ним строить фермерское хозяйство, осваивать приобретенные земли. Дизайн, уют и красота в усадьбе – дело ее рук. Она же проводит обряды и организовывает праздники для желающих. Если дожинки или «зеленая гулянка» – то с размахом, если свадьба – то по народным обычаям. Ну и, конечно же, кухня – ее вотчина.
– Основа нашего меню – блюда национальной кухни Беларуси, – рассказывает хозяйка. – Но мы также готовим любые блюда по желанию гостей. Главное – из собственных продуктов, выращенных на своих полях и в подсобном хозяйстве.
Взрослые сын и дочь нынче живут и трудятся в Минске, но при первой же возможности мчатся на помощь родителям.
Супругам небезразлична судьба малой родины. Они уверены, что агротуризм содействует возрождению и развитию села. Сегодня в фермерском хозяйстве «Верес», где на 120 гектарах выращиваются зерновые, овощи, картофель, имеются большое подсобное хозяйство, кузня и столярный цех, трудятся более тридцати человек.
ФИРМЕННОЕ БЛЮДО
«Пенек» от Ирины Макей
Для блюда выбирайте красивую и желательно ровненькую полосу ребрышек, из которых можно будет сделать «пенек». Ребра натираем солью и специями: перец, майоран, кориандр (чеснок на любителя) и оставляем мариноваться на два часа. Пока лента ребрышек маринуется, делаем начинку для «пенька». Обжариваем кусочки мяса, лук, отвариваем пропаренный рис, добавляем в него размоченную курагу, чернослив, изюм, соль. Все соединяем. Делаем из промаринованных в специях ребрышек круг на листе фольги и, чтобы он не разваливался, сшиваем нитками. Заполняем его начинкой и отправляем на 60 минут выпекаться в духовку, прогретую до 180 градусов. Выкладываем готовый «пенек» на плоскую тарелку, украшаем со всех сторон маринованными опятами либо любыми другими грибами, оливками и зеленью.
Приятного аппетита!
- Информация о материале
- Категория: Uncategorised
В поиске новых впечатлений, интересного и приятного отдыха необязательно отправляться в далекое путешествие. Много удивительного и необычного, достойного внимания и открывающего нам новые грани жизни можно узнать и увидеть, не уезжая за пределы нашей области. Для этого не нужно брать отпуск, копить на поездку деньги и паковать большой чемодан. Достаточно подарить себе выходные – и воспоминаний хватит не на одну неделю.
Берестовица: в краю легенд
На въезде в Большую Берестовицу гостей встречают деревянные скульптуры Береста и Тавицы – героев красивой легенды о возникновении города.
МЕСТЕЧКО С ИСТОРИЕЙ
Легенда гласит, что родители влюбленных Береста и Тавицы были против их чувств. Отец подыскал для дочери другого жениха. Но Берест предложил любимой убежать по реке. Их лодка причалила к красивейшему месту, где влюбленные основали поселение. Считается, что название города и происходит от имен героев легенды.
Большая Берестовица впервые упоминается в летописях в 1506 году, когда польский король даровал местечко представителю магнатского рода Александру Ходкевичу, потомки которого еще долгое время были здесь хозяевами. В начале XVII века на средства одного из них был построен Костел Посещения Пресвятой Девы Марии, который частично сохранился до наших дней и по-барочному величественно возвышается в центре города. Здесь было захоронено сердце Яна Кароля Ходкевича, который в 1605 году с помощью хитрости разгромил превосходившее в три раза шведское войско. Существует легенда, что в день рождения Яна Кароля над костелом поднимается белый образ, который сулит увидевшим его счастье и здоровье.
ПРОГУЛКА У ОЗЕРА
Старожилы говорят, что костел был связан подземным ходом с дворцом Коссаковских, которым принадлежала Берестовица в XVIII веке. Сохранившиеся до наших дней въездные ворота и рассказы экскурсовода помогут нарисовать в воображении целостную картину всего ансамбля на берегу озера. Почувствовать эпоху старинного рода можно во время прогулки по мосту, по которому частенько хаживали Коссаковские.
Сегодня территория у озера – красивейшее место для отдыха горожан и гостей города. Проложены дорожки, установлены малые архитектурные формы, обустроена детская игровая площадка. Над водной гладью склонились плакучие ивы. Особенной красоты здесь фонтан, который бьет прямо из центра водоема.
БОЙКОЕ МЕСТО
Самым людным местом в Большой Берестовице всегда была центральная площадь, которая с недавних пор носит название Ратушной. На ней некогда располагались городская ратуша и торговые ряды. Сейчас на их месте находится библиотека. Туристам будет полезно заглянуть в нее: здесь множество фотографий «старой» Берестовицы, а также портреты знаменитых людей, чья судьба была так или иначе связана с берестовицким краем. Среди них государственный и политический деятель Беларуси, один из организаторов комсомольского подполья и партизанского движения в годы Великой Отечественной войны Сергей Притыцкий. Местная школа носит его имя. На ее территории установлен памятник Притыцкому.
Отдельная экспозиция рассказывает о выдающемся земляке, монголоведе, члене-корреспонденте Петербургской академии наук Осипе Ковалевском, чье имя носит библиотека. Взгляд приковывает большая картина: Осип Ковалевский беседует с Адамом Мицкевичем, с которым вместе учился в Виленском университете.
ЛЕГЕНДЫ В КАМНЕ
К 500-летию Большой Берестовицы на Ратушной площади установлена декоративная скульптура «Дерево жизни», которую венчает фигурка символа города – белки.
Ни один турист не проходит мимо огромного валуна, который привезли с самой высокой точки района – Могилянских гор. Говорят, вода, которая скапливается в выемке на самом верху этого камня, исцеляет. По легенде, умывшись ею, прозрела внезапно ослепшая девушка. Некоторые жители Берестовицы в чистый четверг пытаются дотянуться до целебной жидкости.
В БЛАГОДАРНОСТЬ ОТ ПОТОМКОВ
В Большой Берестовице впервые в стране в честь 40-летия Победы была установлена «стена печали», на которой указаны имена всех жителей района, погибших в годы Великой Отечественной войны. Золотыми буквами в историю вписаны восемьсот фамилий.
По некоторым данным, фашисты убили более 400 евреев, которые жили в отдельном квартале в центре местечка. Все три синагоги были уничтожены в ходе отчаянных боев по освобождению Берестовитчины от фашистов. Сохранилось лишь одно здание еврейской застройки, знатоки архитектуры сразу выделяют его среди других.
Как варят сыр
С ностальгией вспоминаю бабушкины уроки сыроварения. Вкус его до сих пор помнится. Но делать самой некогда. Да и незачем. Традиции гродненских сыроделов ОАО «Молочный Мир» давно завоевали признание потребителей. Широкий ассортимент удовлетворит запросы даже самого привередливого любителя сыра. Как делают сыр, довелось увидеть в производственном цехе «Берестовица» ОАО «Молочный Мир».
Основное сырье для производства сыра – молоко. Машины с цистернами то и дело подъезжают к постам приемки.
– Прежде чем снять пломбы с люков, обязательно нужно пройти санобработку. Только после этого можно брать молоко на пробу для проведения анализов качества в лаборатории, – рассказывает инженер-технолог производственного цеха «Берестовица» ОАО «Молочный Мир» Татьяна Жлабович. – За день поступает около 110 тонн сырья.
Лаборатория дала добро, значит, молоко закачивается в резервуары. В аппаратном участке оно проходит многоступенчатый процесс очистки и стандартизации. К примеру, в бактофуге идет удаление спор микроорганизмов и бактерий. В сепаратор-нормализатор молоко попадает для получения смеси с определенной жирностью, чтобы в дальнейшем обеспечить получение продукта, стандартного по содержанию массовой доли жира. Затем нормализованная смесь пастеризуется и поступает в цех варки сыра.
Процесс варки сыра закрытый. Современное автоматизированное оборудование на технологической линии мощностью 6 тысяч литров смеси за один цикл работает по специально заданным программам. Участие человека минимальное. К примеру, в цехе варки работает один мастер. И все же без профессионализма здесь не обойтись. Участок очень ответственный. Мастер-сыродел вносит в многотонные котлы со смесью, которая непрерывно перемешивается, необходимые компоненты для дальнейшего производства сыра: бактериальную закваску, сычужный фермент и другие. Именно они формируют вкус, цвет, рисунок, консистенцию продукта. Когда все компоненты внесены, тщательно перемешаны, мешалки останавливаются на 30–40 минут – идет процесс свертывания смеси. За это время образуется сгусток, который можно резать и впоследствии получить сырное зерно. К слову, на предприятии формовка сыров производится двумя способами – насыпью зерна и из пласта.
Из барабанов сырное зерно высыпается в специальные перфорированные формы, где происходит процесс самопрессования сыра, чтобы часть сыворотки, которая закладывается вместе с зерном, ушла. В зависимости от вида сыра это происходит за 30–50 минут. Затем сыр переворачивают в форму со специальной салфеткой, маркируют и подают под пресс. Под давлением на протяжении 2–3 часов формируются головки сыра. Здесь очень важно следить за равномерностью нагрузки.
После он распрессовывается (снимаются салфетки) и отправляется на посолку в солильное отделение. Образно говоря, сыр на сутки отправляется в свободное плавание в большие бассейны с рассолом. Кстати, на каждом участке поддерживаются определенная температура и влажность воздуха. Здесь она от 10 до 12 градусов. После посолки сыр на двое суток отправляется в отделение обсушки. Затем его упаковывают в пленку или латекс и отправляют в камеры созревания.
В пленке он зреет от 15 до 25 суток, в латексе – не менее 60. На полках лежат яркие разноцветные круглые головки – у каждого сорта сыра своя цветовая гамма. К примеру, «Базирон» – в зеленом, «Рочестер» – в оранжевом, «Grand Таллер» – в шоколадном. На этом этапе очень важен уход за сыром: через определенное количество дней каждую головку необходимо переворачивать.
После созревания технологический процесс производства считается завершенным. Сыр готов к реализации. Взвешивается, на каждую головку наклеивается этикетка с необходимой информацией, укладывается в короба и поступает к покупателям. Около 80 процентов выпускаемой производственным цехом «Берестовица» продукции идет на экспорт.
Линейка сыров, выпускаемая в Берестовице, насчитывает 12 наименований. Среди них такие, как «Grand Таллер», «Рочестер», «Берестовицкий», «Альбери», «Славянский экстра», «Российский особый», «Браво» и другие. Недавно налажено производство сыра с пропионово-кислыми бактериями «Коложский», а также сыра с чеддеризацией «Сулугуни по-белорусски».
Белка в гости всех зовет
Оригинальный кованый флюгер красивого здания в центре Большой Берестовицы виден издалека. Мимо не пройдешь, хочется подойти и рассмотреть, кто же взобрался так высоко? Да это же белка! Почему именно она? Смелее открывайте дверь: вас ждет увлекательное путешествие по истории края в музее белки.
Уникальный музей – бренд не только Берестовицы, можно сказать, всей Гродненщины. Несмотря на свой очень молодой возраст (открылся в октябре 2014 года), музей пользуется большой популярностью не только у жителей нашей страны, но и у зарубежных туристов. Только в прошлом году его посетило более четырех тысяч человек. География широка: Россия, Польша, Литва, Швейцария, Германия, Голландия, Израиль. Секрет популярности прост: подобных музеев у нас нет.
Почему именно к белке в Берестовице такое пристальное внимание? Дело в том, что именно этот зверек изображен на гербе поселка. В 1754 году король Август III наделил Берестовицу Магдебургским правом и, соответственно, гербом. Историческое подт верждение тому, как выглядел герб, – сохранившийся оттиск печатки: на овальном щите сидит белка на земле, над щитом – шляхетская корона. Как гласит местное предание, в окрестностях Берестовитчины кроме елей и сосен росло много дубов и лип, они и были идеальным местом обитания этого зверька из-за обилия корма. А еще белка семейная, хозяйственная, трудолюбивая, такая, как местные жители.
Облюбовала она и музей: живая белка в специальной клетке-вольере встречает гостей, то и дело выглядывая из дупла. Зовут ее Юзя. Согласно легенде, когда-то в Берестовице жила очень красивая девушка с таким именем. Белке посвящены два из четырех залов музея. Интересный рассказ научного сотрудника музея Николая Паценко захватывает с первых минут. От экспонатов глаз не отвести. Чего здесь только нет! На интерактивной карте мира можно увидеть ареал белки на разных континентах. Повсюду красочные фотоиллюстрации представителей семейства беличьих. Кстати, к ним относится около 280 видов животных. В витринах чучела белки, летяги, суслика, ее природных врагов. Кстати, здесь же можно потрогать руками образцы меха разных видов белок. Очень впечатляет диорама леса, которая соответствует реальным условиям проживания белки в природе. Завершает экспозицию геральдика – здесь представлены гербы городов с изображением белки. Кстати, этот зверек есть на гербе 32 городов 12 стран мира, среди которых Финляндия, Литва, Швеция, Германия, Франция.
Кроме того, в музее собраны и постоянно пополняются разделы экспозиции, где представлена белка в игрушках, в нумизматике, филателии, литературе. Интересный экспонат – серебряная английская конфетница конца XIX – начала XX веков с белкой, которую приобрел и подарил музею местный предприниматель Сергей Болбат.
Как белки «разговаривают» с птицами, почему у нее такой пушистый и большой хвост, как и когда она меняет свою шубку, для чего делает тайники и почему такая забывчивая – об этом и о многих интересных фактах также узнаете в музее.
После увлекательного путешествия по миру природы вас ждет не менее интересный и познавательный экскурс в историю берестовицкого края. В музее представлены материалы раскопок, некоторые находки, к примеру глиняная амфора, каменные топоры, датированы III веком до нашей эры. Здесь можно проследить историю рода владельцев Берестовицы Ходкевичей, познакомиться с деятельностью знаменитого уроженца Берестовитчины академика Императорской академии наук, филолога и историка, основателя монголоведения Осипа Ковалевского и многих известных представителей региона. В экспозициях представлены копии архивных документов и печатка с оттиском герба Берестовицы, макеты знаменитого дворца графов Коссаковских и костела Визитации Пресвятой Девы Марии, где печатались первые номера «Мужицкой правды» и открыта первая на Гродненщине школа, уникальны е оригинальные фотографии Первой мировой войны, сделанные уроженцем деревни Подбагонники Романом Соловьем (около ста его фотоснимков находятся в музеях Москвы), и много других интересных экспонатов.
Кстати, сотрудниками музея разработан туристический маршрут по территории района «От храма к храму». В исторической части экспозиции музея рассказывается о знаменитом Верховлянском святилище. Найденные там при раскопках экспонаты датируются X – XI веками, что позволяет говорить о его уникальности. Оно единственное в Беларуси, подобные языческие капища найдены на Смоленщине и Северной Буковине.
Планов и оригинальных задумок по продвижению и туристической привлекательности Берестовицкого края у сотрудников музея много.
– Сейчас мы участвуем в двух трансграничных проектах, – рассказывает главный хранитель фондов музея белки Евгений Волков. – Первый предусматривает строительство культурно-образовательного центра имени Ходкевичей с выставочным и конференц-залами. Второй проект – «Музейные прогулки по историко-экологическим маршрутам». Он связан с местами, где раньше располагались угодья владельцев местечка графов Коссаковских. Планируем проложить пешеходные и велодорожки, которые будут проходить по лесным угодьям, где до сих пор растут реликтовые деревья ценных пород, а также оборудовать смотровые площадки для наблюдения за птицами и животными. Ориентироваться на маршруте туристы смогут с помощью информационных указателей и аудиогида.
Полеты наяву
Запуск в небо авиамоделей – захватывающее зрелище. А тем более, если сделаны они своими руками! Этим занимаются и готовы научить в Берестовицком районном Центре культуры.
Создание радиоуправляемой авиамодели начинается с выбора прототипа. Члены народного любительского объединения «Винт» чаще всего отдают предпочтение самолетам времен Великой Отечественной войны. Детали вырезают на станке, который собрали сами. К слову, на последнем республиканском конкурсе рационализаторов и изобретателей в одной из номинаций они заняли с ним первое место. Используется для моделирования в основном пенопласт, реже пластик. Склеенный каркас обтягивают для прочности канцелярским скотчем, устанавливают оборудование – и копия самолета готова взмыть под облака.
От руководителя любительского объединения Александра Внуковича, под руководством которого креплю винт к необычной ярко-красной модели, узнаю много нового. В 1944 году советский летчик-виртуоз Алексей Алелюхин летал на моноплане-истребителе Ла-7, который механик тайно за одну ночь окрасил в ярко-красный цвет. Немецкие летчики окрестили аса «красным бароном».
– С участниками клуба не только делаем авиамодели, но и изучаем по ним историю берестовицкого края. Когда-то на вооружении в местной военной части состояли необычные монопланы И-16. Мы создали его уменьшенную копию, – говорит Александр Внукович.
Запускаем И-16 в небо. Красота!
– Еще больше впечатлил бы воздушный бой. Побеждает тот, кто винтом или крылом своей модели сделает наибольшее количество отрубов от лавсановой ленты, прикрепленной к самолетику противника. Кстати, участники любительского клуба «Винт» не раз оказывались в числе лучших по результатам Кубка Беларуси по воздушному бою в классе «Союз-500».
В прошлом году сын Александра Внуковича занял первое место среди юношей. Парень взял себе позывной «Кузнечик», как у одного из главных героев любимого фильма «В бой идут одни старики». Кстати, аудиофрагменты из этой кинокартины используются во время воздушных боев. Дочь Александра Внуковича тоже состоит в клубе, увлекается коптерами. Глядя на детей, Александр вспоминает, как первоклассником пришел на кружок по авиамоделированию, но из-за возраста его не взяли. Тогда он самостоятельно по книге сделал свою первую модель и уже с ней пришел на кружок.
В народном любительском клубе «Винт» около шестидесяти увлеченных моделированием: дети и взрослые. Единомышленники со всей страны ежегодно собираются на открытом фестивале радиоуправляемых моделей «Берестовица приглашает друзей». Который год на нем присутствуют представители Белорусской государственной академии авиации, в которой несколько лет назад открылась специальность «Беспилотные авиационные комплексы». Курсанты приезжают, что называется, «встать на крыло».
Вдохновение от природы, красота от хозяев
Хозяйка агроусадьбы «Дворянское гнездо» Анна Полторак под стать названию и представляла себе уголок, в котором можно спрятаться от повседневной суеты, насладиться тишиной, отдохнуть душой. Его обустроили вместе с мужем Павлом в деревне Белый Дворак Берестовицкого района. Здесь супруги пятый год принимают любителей загородного отдыха.
Природа и ландшафт подсказали, что на месте пологого склона прекрасно впишется каскад прудов. На берегу одного из них вырос гостевой домик в духе дворянских усадеб. «Горбатый» мостик ведет от него в живописный парк, оформленный в традициях садово-парковых комплексов XIX века.
Можно часами прогуливаться по его длинным извилистым дорожкам. Повсюду установлены ажурные кованые качели и скамейки. Приятно вести тихую беседу, рассматривать замысловатые цветочные клумбы и альпийские горки. В теплую пору по утонченным аркам вьются розы. Взгляд невольно останавливается на каждой из многочисленных скульптур. В оформлении парка преобладает белый цвет, из-за чего даже в серую погоду выглядит нарядным. Кажется, что здесь приложил свою руку профессиональный дизайнер. На самом деле хозяева сами все придумали и воплотили в жизнь.
Люди едут сюда насладиться природной и рукотворной красотой, отдохнуть вдали от городской суеты. Усадьба подходит для отдыха с семьей или в компании друзей.
Особенно красиво здесь летом. На берегу одного из прудов обустроен пляж и спуск в воду, можно купаться. Пруды зарыблены, хозяева усадьбы предусмотрели снасти для рыбалки.
Многие из тех, кто бывал в усадьбе, возвращаются сюда вновь. И каждый раз их ожидает что-то новое. Уже вырисовываются контуры ажурного навеса. Анна Полторак признается, что у нее еще масса идей. Места для них достаточно: территория усадьбы занимает три гектара.
- Информация о материале
- Категория: Uncategorised
База отдыха «Привал» – это территория где можно забыть о внешнем мире и полностью посвятить время своей семье и друзьям. Проводите свои выходные так, как привыкли или испытайте совершенно новые впечатления, устройте незабываемые приключения для себя и своих детей! |
|
Августовский канал – выдающееся гидротехническое сооружение XIX века, один из крупнейших каналов Европы, включенный в |
Музей миниатюр "Страна мини" приглашает!
САЙТ МУЗЕЯ http://belarusmini.by
Приглашаем на экскурсию в музей миниатюр "Страна мини" г.Минск
Увлекательное путешествие по Беларуси в миниатюре уже ждет вас! Посмотрите экспозицию самостоятельно с нашим аудиогидом или присоединяйтесь к экскурсии!
Сегодня в музее "Страна Мини" представлено 18 уникальных интерактивных архитектурных макетов примечательных мест, которые позволят каждому гостю познакомиться ближе с культурой Беларуси. Экспозиция музея будет активно расширяться и совершенствоваться. Планируется создание 70 макетов, которые в полной мере представят для посетителей разнообразие и красоту культурных объектов всех регионов Беларуси. Все достопримечательности были отобраны по принципу исторической и культурной значимости, а также в привязке к разным областям страны. Сейчас в большом зале музея представлены 18 объектов.
Среди них: Брестская крепость, Беловежская Пуща, Несвижский замок, Троицкое предместье, Костел Святых Симеона и Елены, Могилевская Николаевская церковь, Полоцкий Софийский собор, Гомельский Дворец Румянцевых-Паскевичей и другие. Каждый макет — это воссозданная точная копия достопримечательности и окружающей ее местности. Помимо этого, на макетах отображены исторические сцены, для большего погружения посетителя в историю. Гости музея становятся активными участниками экскурсии по экспозиции, так как каждый макет интерактивный и имеет свою "фишку". Также в музее есть фотозона оформленная в национальных мотивах, интерактивные зоны, мини-кафе и зона отдыха, сувенирная лавка, детская студия и лекционная зона.