- Информация о материале
- Автор: admin
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 1890
В поиске новых впечатлений, интересного и приятного отдыха необязательно отправляться в далекое путешествие. Много удивительного и необычного, достойного внимания и открывающего нам новые грани жизни можно узнать и увидеть, не уезжая за пределы нашей области. Для этого не нужно брать отпуск, копить на поездку деньги и паковать большой чемодан. Достаточно подарить себе выходные – и воспоминаний хватит не на одну неделю.
Зельва: знаменитая ярмарка и рукотворное море
Уютный и компактный городской поселок Зельва находится в ста километрах от Гродно. Несколько веков назад он был хорошо известен европейским купцам благодаря крупнейшим в Европе ярмаркам, невероятному количеству лавок и прекрасному театру. Здесь Сапеги принимали короля Речи Посполитой Владислава VI и императора Российской империи Павла I. Благодаря сохранившимся традициям и историческим памятникам городской поселок и сегодня привлекает туристов.
Экскурсию по городскому поселку начинаем с исторического центра. Наш экскурсовод – учитель истории, руководитель народного историко-краеведческого музея «Светоч» средней школы №3 Лилия Сидорко.
– Существует несколько версий происхождения названия поселка, – рассказывает Лилия Борисовна. – От названия балтских племен «зеевы», славянского слова «залева» – заливать водой, названия речки Зельвянка, слова «зеленая». А, может, даже от имени знахарки Зельвихи, которая лечила местное население лекарственными растениями…
Первое упоминание о Зельве в Ипатьевской летописи относится к 1258 году. Согласно ей, уже тогда Зельва существовала не просто как населенный пункт, а как важный стратегический узел. В 1470 году селение входило в состав владений Михаила Начовича. Долгое время переходила из рук в руки: Полубинские, Нарбуты, Пацы, Копачи, Сангушки. В 1632 году ее получили знаменитые магнаты Сапеги, вложившие немало сил в развитие местечка и владевшие им почти двести лет.
Символ Зельвы и Анненский кирмаш
Символ Зельвенщины – лошадь. Еe скульптура появилась на центральной площади в юбилейном 2008 году. Образ лошади – также на гербе и флаге поселка.
– В 1721 году владелец Зельвы Антоний Казимир Сапега получил привилей от короля Августа Второго на открытие в городе Анненского кирмаша в честь святой Анны, – рассказывает Лилия Борисовна. – На целый месяц, с 25 июля по 25 августа, местечко становилось центром торговли Великого княжества. Торговцы съезжались сюда со всей Европы: по размаху и значительности кирмаш уступал только знаменитому Лейпцигскому. Благодаря ярмарке Зельва была центром экономической жизни конца XVIII – начала XIX века и заметной театральной площадкой, где гастролировала труппа Виленского театра, театра Соломеи Дешнер из Гродно. Здесь выступали жонглеры, фокусники, цыгане с дрессированными медведями.
Александр Сапега даже построил в городе театр, чтобы удивить западных гостей, а потом завещал своему сыну перестроить это здание в храм, поэтому существует версия, что основная часть Свято-Троицкой церкви в Зельве и есть здание бывшего театра. А традиция проведения Анненских кирмашей сохранилась, сегодня это – один из брендов региона.
От площади, где шумит кирмаш, мы отправляемся к городищу, где были найдены свидетельства раннего Средневековья. Здесь же можно посмотреть на руины храма конца XIX – начала XX века и памятный крест – символ толерантности жителей этих земель.
От святыни к святыне
Согласно письменным упоминаниям, церковь Святой Живоначальной Троицы построена в 1815 году на фундаменте древней деревянной православной церкви, датируемой по одним источникам 1434-м, по другим – 1443 годом. И только в 1904-1909 годах перестроена на средства правительствующего синода и пожертвования прихожан. Тогда же была достроена колокольня, а в 1910 году храм был вновь освящен как православный.
В храме есть приходской музей, в котором хранятся уникальные церковные фолианты, утварь, старопечатные книги, фотографии.
Еще одна достопримечательность райцентра – Троицкий костел, построенный по проекту Юзефа Пиуса Деконского в 1913 году в неоготическом стиле. Входная его часть – открытые галереи и арки. Этот композиционный прием не встречается больше ни в одном из храмов Восточной Европы.
Маршрутами памяти
Накануне войны на территории нынешнего Зельвенского водохранилища строился военный аэродром. Потому фашисты так нещадно бомбили Зельву, превратив ее центр в руины. В 1941 году здесь был концлагерь.
В память о героизме защитников поселка и всех земляков, павших в боях за освобождение Родины, – огромная 17,5-метровая стела. Здесь проходят торжественные митинги. Рядом – памятный знак в честь земляков, не вернувшихся с афганской войны, самолет СУ и БТР. А чуть ниже разбит прекрасный парк отдыха с водоемами.
Манит Зельвенское море
Местные жители уверяют, что Зельвенское водохранилище, которое в народе метко называют морем, сложно обойти за день. Визуально оно бескрайнее! Водохранилище построено в 1983 году в пойме реки Зельвянки, раскинулось на 12,5 километра. Наибольшая его глубина – 7,5 метра, самое широкое ложе – 2 км.
В летний сезон сюда приезжают любители водного отдыха и рыболовы со всех уголков республики. К услугам отдыхающих – турбаза, гостиничный комплекс «Белый парус», домик рыбака, несколько агроусадеб. На берегу водохранилища разместился детский оздоровительный лагерь «Голубая волна».
Справляется водохранилище и с отведенной ему ролью: аккумулирует воды весенних паводков, увлажняет и орошает сельскохозяйственные земли, регулирует сток реки Зельвянки.
Святое место
Этот храм называют жемчужиной зодчества: в Сынковичской церкви оборонного типа слились воедино традиции византийского храмостроительства и западной готической архитектуры. Но белорусы и жители соседних стран едут сюда не только впечатлиться уникальным храмом-крепостью с массивными полутораметровыми стенами, башнями да бойницами, а прежде всего к чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».
– Когда и кем построен храм, неизвестно, – рассказывает священник храма Святого Архангела Михаила иерей Сергей Шумец. – Но есть легенда, что его строительство связано с именем великого князя Литовского Витовта (1350-1430). В 1382 году в борьбе за власть князь Витовт был схвачен своим сродником князем Ягайло и заточен в Кревском замке. Из заточения бежал, а убежище нашел недалеко от Слонима, «то ли в замке, то ли в крепости», как гласит летопись, а местные жители и переселенные беженцы из Пруссии во всем помогали ему. После того как князь Витовт пришел к власти, не забыл он о селении и древней крепости, в которой нашел убежище. Перестроил ее в великолепную церковь оборонного типа, в которой жители могли не только молиться, но и защититься от врагов. И сам с женой присутствовал на ее освящении в 1407 году.
И хотя современные историки считают наиболее вероятным временем строительства конец XV – начало XVI века, храм в Сынковичах гораздо старше: во время реставрации были обнаружены свидетельства более ранней истории – древние граффити на латинском и греческом языках.
В конце прошлого века уникальный храм – жемчужина белорусской архитектуры – стараниями настоятеля храма протоиерея Арсения Ананко, священнослужителей, прихожан, общественности был возрожден.
В 2005 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы с восстановленной колокольни впервые за много лет молчания на всю округу зазвучал колокольный звон.
Уникальный по архитектуре храм уникален и по своей благодати. Он известен в нашей стране и за ее пределами благодаря исцеляющей чудотворной иконе Божией Матери «Всецарица».
Это – копия образа Божией Матери «Всецарица», написанная специально для церкви Святого Михаила Архангела в Сынковичах на Святой горе Афон в Греции с оригинала, хранящегося там. Прямо на иконе – множество драгоценных даров от тех, кто получил исцеление.
Богородица слышит и помогает всем, кто сердцем чист и взывает к ней в искренней молитве. А многие паломники окунаются в купель в честь иконы «Всецарица», набирают целебную водицу из источника рядом с купелью.
Церковь в Сынковичах – лучший образец церкви-крепости и православной готики на наших землях. Готовятся документы для внесения храма в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На колесах истории
Анненский кирмаш в Зельве в середине XIX столетия имел большой размах и был для местных жителей событием года. Память о «кирмаше» запечатлели в музейной комнате районного Центра культуры и народного творчества, открытой год назад.
Посетителей во всем величии и богатом убранстве встретит здесь Лев Сапега. Кому, как не ему, – основателю трехсотлетней традиции – рассказывать гостям о ее истоках и демонстрировать экспонаты, собранные за последние шестнадцать лет: именно столько насчитывает возрожденный на Зельвенщине обычай проведения Анненского кирмаша.
В день нашего визита право надеть костюм канцлера литовского выпало методисту по охране историко-культурного наследия районного Центра культуры и народного творчества Евгению Быченко.
– Во времена Льва Сапеги ярмарка стартовала в день святой Анны – отсюда ее название. Длилась она целый месяц. Главным товаром были лошади. Одновременно на площади можно было увидеть тысячи лошадей различных пород, – говорит Евгений Быченко.
Подтверждением этого – центральная экспозиция музея, рассказывающая о лошадях и конной амуниции. Слова экскурсовода разовьет собственная фантазия, и посетитель незаметно «переместится» на ярмарку, потолкается у прилавков в толпе сельчан и, если не помешает гул голосов, услышит фырканье лошадей и скрип несмазанных колес телеги. К слову, колеса телег, размещенных в музейной комнате, относятся к началу XX века.
Весь остальной товар на ярмарке времен Сапеги был сопутствующим. Несмотря на это, съезжались в Зельву мастера из Европы, Прибалтики, Скандинавии, Востока. Везли на продажу железо, фарфоровую, фаянсовую посуду, меха, продукты, одежду, редкие для здешних краев восточные ткани. Огромным спросом пользовались книги. Интересно, что тогда книги продавали не поштучно, а пудами. Нередко за ярмарку удавалось продать до полутора тонн книг! Зазывали гостей многочисленные постоялые дворы и харчевни, были даже казино. В Париже не было, а в Зельве – были! Вот и стекались сюда в поисках счастья любители игры в рулетку. Толпились зеваки и в местах, где делали остановку передвижные кукольные театры – батлейки. Одна из таких, созданная современными мастерами по подобию древней двухэтажной батлейки с подвижными куклами, экспонируется в музейной комнате.
А в события недавнего прошлого вернут гостей символические колеса истории – экспонаты, украшающие стены музея. Поскрипывая, колеса сделают первый оборот и закрутятся, показывая, как возрождалась ярмарка, «прокатят» по улочкам современной Зельвы, познакомят со значимыми моментами фестиваля.
– С открытием музейной комнаты теперь к нам приезжают не только в августе, но и круглый год. Гостям рады, нам всегда есть чем удивить, и в этом году ждем всех к нам на Анненский кирмаш, – говорит методист по охране историко-культурного наследия районного Центра культуры и народного творчества Евгений Быченко.
Хлебушек со вкусом
Ежегодно завоевывают награды на конкурсах профессионального мастерства зельвенские хлебопеки. Они не скрывают секрета своего успеха: «У хлебопека душа и сердце должны быть добрыми и терпеливыми».
Ароматы свежей выпечки из цеха хлебобулочных изделий местного потребобщества просачиваются сквозь окна, дразнят прохожих, а нас прямиком ведут туда, где делается хлеб. Сразу же, пусть и формально, оказываешься вовлеченным в удивительный процесс рождения хлеба. Пекут его здесь, как и дома, начиная с просеивания муки. Но делает это специальная машина – мукопросеиватель. По воздушным линиям мука поступает в дозатор и в тестомесительную машину. На замес батонов и булочек понадобится около 13 минут, ржаной хлебушек замешивается чуть дольше – до 18 минут. А вот закваску технологи предприятия выводят сами. Опара в чанах выбраживает в течение нескольких часов. Она-то и придает тесту пористую структуру.
Вакуумный тестоделитель точно знает, сколько теста нужно для каждой единицы хлеба. Затем тесто должно минут пять отлежаться – подышать, потом хлебопеки вручную придадут батону нужную форму. Может быть, именно это прикосновение мастеров, влюбленных в свое дело, и придает зельвенскому хлебу особый вкус. Пекарь быстрыми движениями наносит на батоне свой собственный рисунок, позволяющий покупателю не путать любимый хлеб с другими. Здесь медлить нельзя. Замешкаешься – и тесто перейдет, станет более пористым, рыхлым. В металлических стеллажах отправляют заготовки в расстойные шкафы. К сожалению, мы это не увидели, но хлебопеки нас уверили, что там тесто, словно живое, увеличивается на глазах и за почти часовой «отдых» вырастает в два раза. Подросший хлеб отправляется в печь. Весь процесс от замеса до готового изделия занимает около трех часов.
В Зельве выпекают около десяти наименований подового хлеба.
– Название получил исходя из особенностей выпекания: не в формах, а на поду – на листах. Подовый хлеб очень полезен, тесто для него замешивается исключительно на закваске, – говорит начальник отдела Зельвенского филиала областного потребобщества Людмила Валюк.
Пекари вручную формируют хлеб и отправляют на расстойку. Этот этап очень похож на аттракцион: хлеба в люльках крутятся, вертятся как на карусели, дожидаясь своего часа. Приходит время – их переворачивают на листы и отправляют в печь.
Кексы, рогалики, булочки с повидлом, творогом, пирожные, сметанники – эту вкусноту выпекают в кондитерском цехе предприятия. Это то место, где вся разделочная работа выполняется вручную.
Особая гордость зельвенцев – караваи. Готовятся они только вручную, в выдумке и фантазии мастериц никто не ограничивает. Потому становятся их караваи главным украшением свадеб, семейных праздников, районных и областных мероприятий.
Когда ромашка пахнет... липой
Букетик полевых ромашек вот уже неделю украшает рабочий кабинет. Цветы нисколько не изменили своего первоначального облика: так же свежи, прочны их бархатные стебли и листья, крепко за соцветия держатся лепестки, распространяя легкий аромат липовой смолы. Не может быть, скажете вы. Не ищите здесь волшебства, а за разгадкой отправляйтесь в Деречин к резчику по дереву Валерию Фитинскому – руководителю кружка отдела ремесел и традиционной культуры Зельвенского районного Центра культуры и народного творчества. Это он создает удивительные работы из древесины.
Работу начинаем с выбора материала – идеальным для начинающего резчика за счет мягкости и податливости древесины будет липовый брусок. Наносим карандашом рисунок. Как оказалось, для новичка легким будет только этот этап работы, последующие потребуют большой концентрации, ловкости и физической силы.
– Цветы ромашки – наиболее простой для исполнения вариант. Нарисовать стебли, округлые лепестки ни у кого не составит труда. Представляем, как рисунок будет располагаться на бруске, и штрихами переносим задуманное на дерево. Начинаем вырезать, – говорит Валерий Фитинский.
На рабочем столе выкладываются в ряд полукруглые, угловые, плоские, отрезные резцы и стамески. Инструмент очень острый, поэтому, прежде чем приступить, – обязательный инструктаж по технике безопасности.
Далее полукруглым резаком намечаем по контуру лепестки и срезаем к центру от внешнего края верхние слои древесины. Угловым резцом подрезаем под контур, придавая лепестку объем. На данном этапе, чтобы «оживить» лепесток, действия приходится чередовать по нескольку раз. Полукруглый, угловой резак, стамеска-уголок – инструменты быстро меняются в руках мастера. Глядя на то, как ловко наносит штрихи-бороздки резчик, кажется, что дерево податливо, как тесто. Стоит самому взяться за инструмент, убеждаешься в обратном.
Подрезаем по контуру сердцевину, легкими движениями полукруглого резца делаем ее выпуклой, а угловым – бархатной, высекая на ее поверхности небольшие зазубрины.
Цветы начинают оживать: на глазах лепестки принимают форму, заворачиваясь кверху, накладываясь один на другой. По тому же принципу делаем стебли. А листья отделываем так: неглубоко угловым резцом нарезаем направление прожилок, затем постепенно с внешних сторон листа полукруглым резцом углубляем поверхность к центру: поверхность должна напоминать желоб.
Над работой придется покорпеть, резьба – дело не быстрое. Но когда поверхность бруска приобретает желаемый вид, мастер наносит последние штрихи: лобзиком придает бруску форму, обрабатывает обжигом. Готово!
– В отделе вместе с Валерием Фитинским резчиком работает Михаил Гринцевич. На занятия к ним приходит детвора со всей округи, – говорит заведующая отделом ремесел и традиционной культуры Зельвенского районного Центра культуры и народного творчества Алла Сидорик.
Путешественнику в Деречине предложат и другие мастер-классы: по ткачеству, соломоплетению, керамике, вышивке, изготовлению обрядовой куклы.
Притяжение «Вереса»
На лужайке – витиеватый кованый рояль в натуральную величину, виолончель, уютные беседки, летняя эстрада и огромный деревянный корабль. Туевые аллеи ведут к пятиярусному дому на берегу пруда, там же – летний дом с террасой, выходящей на воду. Чуть дальше еще один дом, как выяснилось, гостевой, с залом для торжеств со 120-летним трофейным роялем, чайной комнатой, корчмой.
Неудивительно, что агроусадьбу «Верес» облюбовали звезды белорусской и российской эстрады. На стенах в корчме – их автографы. «Вы потрясли нас и пронзили наши сердца», – написала российская оперная дива Любовь Казарновская. «Хочу снова вернуться в «Верес» – оставила надпись Ирина Дорофеева.
Михаил и Ирина Макей – пионеры агротуризма не только на Зельвенщине, но и во всей Беларуси. Уникальность их усадьбы в том, что она – часть фермерского хозяйства, инфраструктура которого создавалась двадцать пять лет. Сегодня – это одна из крупнейших агроусадеб страны с комфортным жильем, уникальным дендропарком, в котором более 250 видов и разновидностей деревьев и кустарников, великолепными зарыблеными прудами, экологически чистыми продуктами, выращенными на собственных полях и в подсобном хозяйстве. Здесь можно почувствовать себя частью сельской идиллии, насладиться тишиной и красотой ландшафта, прикоснуться к аутентичным и коллекционным старинным вещам и отдохнуть с настоящим шиком. Каждый год «Верес» посещают около трех тысяч человек. Приезжают гости из Италии, Швеции, Германии, Польши, Литвы, Украины.
Возделать такой оазис в чистом поле – какую же силу надо иметь?!
– Это от деда, – считает хозяин Михаил Францевич и показывает на портрет мужчины, на которого очень похож. – Я – крестьянский сын, агроном по профессии, и жажда к своему клочку земли у меня в крови. Когда-то на этом месте было хозяйство моего деда. Спустя годы я продолжил его дело. Корни питают и крепко держат на родной земле.
Ирина Яновна – хуторянка, выросла в Щучинском районе, привычная к сельскому труду. Потому поддержала супруга и, взяв малышей, поехала с ним строить фермерское хозяйство, осваивать приобретенные земли. Дизайн, уют и красота в усадьбе – дело ее рук. Она же проводит обряды и организовывает праздники для желающих. Если дожинки или «зеленая гулянка» – то с размахом, если свадьба – то по народным обычаям. Ну и, конечно же, кухня – ее вотчина.
– Основа нашего меню – блюда национальной кухни Беларуси, – рассказывает хозяйка. – Но мы также готовим любые блюда по желанию гостей. Главное – из собственных продуктов, выращенных на своих полях и в подсобном хозяйстве.
Взрослые сын и дочь нынче живут и трудятся в Минске, но при первой же возможности мчатся на помощь родителям.
Супругам небезразлична судьба малой родины. Они уверены, что агротуризм содействует возрождению и развитию села. Сегодня в фермерском хозяйстве «Верес», где на 120 гектарах выращиваются зерновые, овощи, картофель, имеются большое подсобное хозяйство, кузня и столярный цех, трудятся более тридцати человек.
ФИРМЕННОЕ БЛЮДО
«Пенек» от Ирины Макей
Для блюда выбирайте красивую и желательно ровненькую полосу ребрышек, из которых можно будет сделать «пенек». Ребра натираем солью и специями: перец, майоран, кориандр (чеснок на любителя) и оставляем мариноваться на два часа. Пока лента ребрышек маринуется, делаем начинку для «пенька». Обжариваем кусочки мяса, лук, отвариваем пропаренный рис, добавляем в него размоченную курагу, чернослив, изюм, соль. Все соединяем. Делаем из промаринованных в специях ребрышек круг на листе фольги и, чтобы он не разваливался, сшиваем нитками. Заполняем его начинкой и отправляем на 60 минут выпекаться в духовку, прогретую до 180 градусов. Выкладываем готовый «пенек» на плоскую тарелку, украшаем со всех сторон маринованными опятами либо любыми другими грибами, оливками и зеленью.
Приятного аппетита!
- Информация о материале
- Автор: admin
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 1982
В поиске новых впечатлений, интересного и приятного отдыха необязательно отправляться в далекое путешествие. Много удивительного и необычного, достойного внимания и открывающего нам новые грани жизни можно узнать и увидеть, не уезжая за пределы нашей области. Для этого не нужно брать отпуск, копить на поездку деньги и паковать большой чемодан. Достаточно подарить себе выходные – и воспоминаний хватит не на одну неделю.
Берестовица: в краю легенд
На въезде в Большую Берестовицу гостей встречают деревянные скульптуры Береста и Тавицы – героев красивой легенды о возникновении города.
МЕСТЕЧКО С ИСТОРИЕЙ
Легенда гласит, что родители влюбленных Береста и Тавицы были против их чувств. Отец подыскал для дочери другого жениха. Но Берест предложил любимой убежать по реке. Их лодка причалила к красивейшему месту, где влюбленные основали поселение. Считается, что название города и происходит от имен героев легенды.
Большая Берестовица впервые упоминается в летописях в 1506 году, когда польский король даровал местечко представителю магнатского рода Александру Ходкевичу, потомки которого еще долгое время были здесь хозяевами. В начале XVII века на средства одного из них был построен Костел Посещения Пресвятой Девы Марии, который частично сохранился до наших дней и по-барочному величественно возвышается в центре города. Здесь было захоронено сердце Яна Кароля Ходкевича, который в 1605 году с помощью хитрости разгромил превосходившее в три раза шведское войско. Существует легенда, что в день рождения Яна Кароля над костелом поднимается белый образ, который сулит увидевшим его счастье и здоровье.
ПРОГУЛКА У ОЗЕРА
Старожилы говорят, что костел был связан подземным ходом с дворцом Коссаковских, которым принадлежала Берестовица в XVIII веке. Сохранившиеся до наших дней въездные ворота и рассказы экскурсовода помогут нарисовать в воображении целостную картину всего ансамбля на берегу озера. Почувствовать эпоху старинного рода можно во время прогулки по мосту, по которому частенько хаживали Коссаковские.
Сегодня территория у озера – красивейшее место для отдыха горожан и гостей города. Проложены дорожки, установлены малые архитектурные формы, обустроена детская игровая площадка. Над водной гладью склонились плакучие ивы. Особенной красоты здесь фонтан, который бьет прямо из центра водоема.
БОЙКОЕ МЕСТО
Самым людным местом в Большой Берестовице всегда была центральная площадь, которая с недавних пор носит название Ратушной. На ней некогда располагались городская ратуша и торговые ряды. Сейчас на их месте находится библиотека. Туристам будет полезно заглянуть в нее: здесь множество фотографий «старой» Берестовицы, а также портреты знаменитых людей, чья судьба была так или иначе связана с берестовицким краем. Среди них государственный и политический деятель Беларуси, один из организаторов комсомольского подполья и партизанского движения в годы Великой Отечественной войны Сергей Притыцкий. Местная школа носит его имя. На ее территории установлен памятник Притыцкому.
Отдельная экспозиция рассказывает о выдающемся земляке, монголоведе, члене-корреспонденте Петербургской академии наук Осипе Ковалевском, чье имя носит библиотека. Взгляд приковывает большая картина: Осип Ковалевский беседует с Адамом Мицкевичем, с которым вместе учился в Виленском университете.
ЛЕГЕНДЫ В КАМНЕ
К 500-летию Большой Берестовицы на Ратушной площади установлена декоративная скульптура «Дерево жизни», которую венчает фигурка символа города – белки.
Ни один турист не проходит мимо огромного валуна, который привезли с самой высокой точки района – Могилянских гор. Говорят, вода, которая скапливается в выемке на самом верху этого камня, исцеляет. По легенде, умывшись ею, прозрела внезапно ослепшая девушка. Некоторые жители Берестовицы в чистый четверг пытаются дотянуться до целебной жидкости.
В БЛАГОДАРНОСТЬ ОТ ПОТОМКОВ
В Большой Берестовице впервые в стране в честь 40-летия Победы была установлена «стена печали», на которой указаны имена всех жителей района, погибших в годы Великой Отечественной войны. Золотыми буквами в историю вписаны восемьсот фамилий.
По некоторым данным, фашисты убили более 400 евреев, которые жили в отдельном квартале в центре местечка. Все три синагоги были уничтожены в ходе отчаянных боев по освобождению Берестовитчины от фашистов. Сохранилось лишь одно здание еврейской застройки, знатоки архитектуры сразу выделяют его среди других.
Как варят сыр
С ностальгией вспоминаю бабушкины уроки сыроварения. Вкус его до сих пор помнится. Но делать самой некогда. Да и незачем. Традиции гродненских сыроделов ОАО «Молочный Мир» давно завоевали признание потребителей. Широкий ассортимент удовлетворит запросы даже самого привередливого любителя сыра. Как делают сыр, довелось увидеть в производственном цехе «Берестовица» ОАО «Молочный Мир».
Основное сырье для производства сыра – молоко. Машины с цистернами то и дело подъезжают к постам приемки.
– Прежде чем снять пломбы с люков, обязательно нужно пройти санобработку. Только после этого можно брать молоко на пробу для проведения анализов качества в лаборатории, – рассказывает инженер-технолог производственного цеха «Берестовица» ОАО «Молочный Мир» Татьяна Жлабович. – За день поступает около 110 тонн сырья.
Лаборатория дала добро, значит, молоко закачивается в резервуары. В аппаратном участке оно проходит многоступенчатый процесс очистки и стандартизации. К примеру, в бактофуге идет удаление спор микроорганизмов и бактерий. В сепаратор-нормализатор молоко попадает для получения смеси с определенной жирностью, чтобы в дальнейшем обеспечить получение продукта, стандартного по содержанию массовой доли жира. Затем нормализованная смесь пастеризуется и поступает в цех варки сыра.
Процесс варки сыра закрытый. Современное автоматизированное оборудование на технологической линии мощностью 6 тысяч литров смеси за один цикл работает по специально заданным программам. Участие человека минимальное. К примеру, в цехе варки работает один мастер. И все же без профессионализма здесь не обойтись. Участок очень ответственный. Мастер-сыродел вносит в многотонные котлы со смесью, которая непрерывно перемешивается, необходимые компоненты для дальнейшего производства сыра: бактериальную закваску, сычужный фермент и другие. Именно они формируют вкус, цвет, рисунок, консистенцию продукта. Когда все компоненты внесены, тщательно перемешаны, мешалки останавливаются на 30–40 минут – идет процесс свертывания смеси. За это время образуется сгусток, который можно резать и впоследствии получить сырное зерно. К слову, на предприятии формовка сыров производится двумя способами – насыпью зерна и из пласта.
Из барабанов сырное зерно высыпается в специальные перфорированные формы, где происходит процесс самопрессования сыра, чтобы часть сыворотки, которая закладывается вместе с зерном, ушла. В зависимости от вида сыра это происходит за 30–50 минут. Затем сыр переворачивают в форму со специальной салфеткой, маркируют и подают под пресс. Под давлением на протяжении 2–3 часов формируются головки сыра. Здесь очень важно следить за равномерностью нагрузки.
После он распрессовывается (снимаются салфетки) и отправляется на посолку в солильное отделение. Образно говоря, сыр на сутки отправляется в свободное плавание в большие бассейны с рассолом. Кстати, на каждом участке поддерживаются определенная температура и влажность воздуха. Здесь она от 10 до 12 градусов. После посолки сыр на двое суток отправляется в отделение обсушки. Затем его упаковывают в пленку или латекс и отправляют в камеры созревания.
В пленке он зреет от 15 до 25 суток, в латексе – не менее 60. На полках лежат яркие разноцветные круглые головки – у каждого сорта сыра своя цветовая гамма. К примеру, «Базирон» – в зеленом, «Рочестер» – в оранжевом, «Grand Таллер» – в шоколадном. На этом этапе очень важен уход за сыром: через определенное количество дней каждую головку необходимо переворачивать.
После созревания технологический процесс производства считается завершенным. Сыр готов к реализации. Взвешивается, на каждую головку наклеивается этикетка с необходимой информацией, укладывается в короба и поступает к покупателям. Около 80 процентов выпускаемой производственным цехом «Берестовица» продукции идет на экспорт.
Линейка сыров, выпускаемая в Берестовице, насчитывает 12 наименований. Среди них такие, как «Grand Таллер», «Рочестер», «Берестовицкий», «Альбери», «Славянский экстра», «Российский особый», «Браво» и другие. Недавно налажено производство сыра с пропионово-кислыми бактериями «Коложский», а также сыра с чеддеризацией «Сулугуни по-белорусски».
Белка в гости всех зовет
Оригинальный кованый флюгер красивого здания в центре Большой Берестовицы виден издалека. Мимо не пройдешь, хочется подойти и рассмотреть, кто же взобрался так высоко? Да это же белка! Почему именно она? Смелее открывайте дверь: вас ждет увлекательное путешествие по истории края в музее белки. Уникальный музей – бренд не только Берестовицы, можно сказать, всей Гродненщины. Несмотря на свой очень молодой возраст (открылся в октябре 2014 года), музей пользуется большой популярностью не только у жителей нашей страны, но и у зарубежных туристов. Только в прошлом году его посетило более четырех тысяч человек. География широка: Россия, Польша, Литва, Швейцария, Германия, Голландия, Израиль. Секрет популярности прост: подобных музеев у нас нет.
Почему именно к белке в Берестовице такое пристальное внимание? Дело в том, что именно этот зверек изображен на гербе поселка. В 1754 году король Август III наделил Берестовицу Магдебургским правом и, соответственно, гербом. Историческое подт верждение тому, как выглядел герб, – сохранившийся оттиск печатки: на овальном щите сидит белка на земле, над щитом – шляхетская корона. Как гласит местное предание, в окрестностях Берестовитчины кроме елей и сосен росло много дубов и лип, они и были идеальным местом обитания этого зверька из-за обилия корма. А еще белка семейная, хозяйственная, трудолюбивая, такая, как местные жители.
Облюбовала она и музей: живая белка в специальной клетке-вольере встречает гостей, то и дело выглядывая из дупла. Зовут ее Юзя. Согласно легенде, когда-то в Берестовице жила очень красивая девушка с таким именем. Белке посвящены два из четырех залов музея. Интересный рассказ научного сотрудника музея Николая Паценко захватывает с первых минут. От экспонатов глаз не отвести. Чего здесь только нет! На интерактивной карте мира можно увидеть ареал белки на разных континентах. Повсюду красочные фотоиллюстрации представителей семейства беличьих. Кстати, к ним относится около 280 видов животных. В витринах чучела белки, летяги, суслика, ее природных врагов. Кстати, здесь же можно потрогать руками образцы меха разных видов белок. Очень впечатляет диорама леса, которая соответствует реальным условиям проживания белки в природе. Завершает экспозицию геральдика – здесь представлены гербы городов с изображением белки. Кстати, этот зверек есть на гербе 32 городов 12 стран мира, среди которых Финляндия, Литва, Швеция, Германия, Франция.
Кроме того, в музее собраны и постоянно пополняются разделы экспозиции, где представлена белка в игрушках, в нумизматике, филателии, литературе. Интересный экспонат – серебряная английская конфетница конца XIX – начала XX веков с белкой, которую приобрел и подарил музею местный предприниматель Сергей Болбат.
Как белки «разговаривают» с птицами, почему у нее такой пушистый и большой хвост, как и когда она меняет свою шубку, для чего делает тайники и почему такая забывчивая – об этом и о многих интересных фактах также узнаете в музее.
После увлекательного путешествия по миру природы вас ждет не менее интересный и познавательный экскурс в историю берестовицкого края. В музее представлены материалы раскопок, некоторые находки, к примеру глиняная амфора, каменные топоры, датированы III веком до нашей эры. Здесь можно проследить историю рода владельцев Берестовицы Ходкевичей, познакомиться с деятельностью знаменитого уроженца Берестовитчины академика Императорской академии наук, филолога и историка, основателя монголоведения Осипа Ковалевского и многих известных представителей региона. В экспозициях представлены копии архивных документов и печатка с оттиском герба Берестовицы, макеты знаменитого дворца графов Коссаковских и костела Визитации Пресвятой Девы Марии, где печатались первые номера «Мужицкой правды» и открыта первая на Гродненщине школа, уникальны е оригинальные фотографии Первой мировой войны, сделанные уроженцем деревни Подбагонники Романом Соловьем (около ста его фотоснимков находятся в музеях Москвы), и много других интересных экспонатов.
Кстати, сотрудниками музея разработан туристический маршрут по территории района «От храма к храму». В исторической части экспозиции музея рассказывается о знаменитом Верховлянском святилище. Найденные там при раскопках экспонаты датируются X – XI веками, что позволяет говорить о его уникальности. Оно единственное в Беларуси, подобные языческие капища найдены на Смоленщине и Северной Буковине.
Планов и оригинальных задумок по продвижению и туристической привлекательности Берестовицкого края у сотрудников музея много.
– Сейчас мы участвуем в двух трансграничных проектах, – рассказывает главный хранитель фондов музея белки Евгений Волков. – Первый предусматривает строительство культурно-образовательного центра имени Ходкевичей с выставочным и конференц-залами. Второй проект – «Музейные прогулки по историко-экологическим маршрутам». Он связан с местами, где раньше располагались угодья владельцев местечка графов Коссаковских. Планируем проложить пешеходные и велодорожки, которые будут проходить по лесным угодьям, где до сих пор растут реликтовые деревья ценных пород, а также оборудовать смотровые площадки для наблюдения за птицами и животными. Ориентироваться на маршруте туристы смогут с помощью информационных указателей и аудиогида.
Полеты наяву
Запуск в небо авиамоделей – захватывающее зрелище. А тем более, если сделаны они своими руками! Этим занимаются и готовы научить в Берестовицком районном Центре культуры.
Создание радиоуправляемой авиамодели начинается с выбора прототипа. Члены народного любительского объединения «Винт» чаще всего отдают предпочтение самолетам времен Великой Отечественной войны. Детали вырезают на станке, который собрали сами. К слову, на последнем республиканском конкурсе рационализаторов и изобретателей в одной из номинаций они заняли с ним первое место. Используется для моделирования в основном пенопласт, реже пластик. Склеенный каркас обтягивают для прочности канцелярским скотчем, устанавливают оборудование – и копия самолета готова взмыть под облака.
От руководителя любительского объединения Александра Внуковича, под руководством которого креплю винт к необычной ярко-красной модели, узнаю много нового. В 1944 году советский летчик-виртуоз Алексей Алелюхин летал на моноплане-истребителе Ла-7, который механик тайно за одну ночь окрасил в ярко-красный цвет. Немецкие летчики окрестили аса «красным бароном».
– С участниками клуба не только делаем авиамодели, но и изучаем по ним историю берестовицкого края. Когда-то на вооружении в местной военной части состояли необычные монопланы И-16. Мы создали его уменьшенную копию, – говорит Александр Внукович.
Запускаем И-16 в небо. Красота!
– Еще больше впечатлил бы воздушный бой. Побеждает тот, кто винтом или крылом своей модели сделает наибольшее количество отрубов от лавсановой ленты, прикрепленной к самолетику противника. Кстати, участники любительского клуба «Винт» не раз оказывались в числе лучших по результатам Кубка Беларуси по воздушному бою в классе «Союз-500».
В прошлом году сын Александра Внуковича занял первое место среди юношей. Парень взял себе позывной «Кузнечик», как у одного из главных героев любимого фильма «В бой идут одни старики». Кстати, аудиофрагменты из этой кинокартины используются во время воздушных боев. Дочь Александра Внуковича тоже состоит в клубе, увлекается коптерами. Глядя на детей, Александр вспоминает, как первоклассником пришел на кружок по авиамоделированию, но из-за возраста его не взяли. Тогда он самостоятельно по книге сделал свою первую модель и уже с ней пришел на кружок.
В народном любительском клубе «Винт» около шестидесяти увлеченных моделированием: дети и взрослые. Единомышленники со всей страны ежегодно собираются на открытом фестивале радиоуправляемых моделей «Берестовица приглашает друзей». Который год на нем присутствуют представители Белорусской государственной академии авиации, в которой несколько лет назад открылась специальность «Беспилотные авиационные комплексы». Курсанты приезжают, что называется, «встать на крыло».
Вдохновение от природы, красота от хозяев
Хозяйка агроусадьбы «Дворянское гнездо» Анна Полторак под стать названию и представляла себе уголок, в котором можно спрятаться от повседневной суеты, насладиться тишиной, отдохнуть душой. Его обустроили вместе с мужем Павлом в деревне Белый Дворак Берестовицкого района. Здесь супруги пятый год принимают любителей загородного отдыха.
Природа и ландшафт подсказали, что на месте пологого склона прекрасно впишется каскад прудов. На берегу одного из них вырос гостевой домик в духе дворянских усадеб. «Горбатый» мостик ведет от него в живописный парк, оформленный в традициях садово-парковых комплексов XIX века.
Можно часами прогуливаться по его длинным извилистым дорожкам. Повсюду установлены ажурные кованые качели и скамейки. Приятно вести тихую беседу, рассматривать замысловатые цветочные клумбы и альпийские горки. В теплую пору по утонченным аркам вьются розы. Взгляд невольно останавливается на каждой из многочисленных скульптур. В оформлении парка преобладает белый цвет, из-за чего даже в серую погоду выглядит нарядным. Кажется, что здесь приложил свою руку профессиональный дизайнер. На самом деле хозяева сами все придумали и воплотили в жизнь.
Люди едут сюда насладиться природной и рукотворной красотой, отдохнуть вдали от городской суеты. Усадьба подходит для отдыха с семьей или в компании друзей.
Особенно красиво здесь летом. На берегу одного из прудов обустроен пляж и спуск в воду, можно купаться. Пруды зарыблены, хозяева усадьбы предусмотрели снасти для рыбалки.
Многие из тех, кто бывал в усадьбе, возвращаются сюда вновь. И каждый раз их ожидает что-то новое. Уже вырисовываются контуры ажурного навеса. Анна Полторак признается, что у нее еще масса идей. Места для них достаточно: территория усадьбы занимает три гектара.
- Информация о материале
- Автор: admin
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 907
![]() |
База отдыха «Привал» – это территория где можно забыть о внешнем мире и полностью посвятить время своей семье и друзьям. Проводите свои выходные так, как привыкли или испытайте совершенно новые впечатления, устройте незабываемые приключения для себя и своих детей! |
![]() |
Августовский канал – выдающееся гидротехническое сооружение XIX века, один из крупнейших каналов Европы, включенный в |
Музей миниатюр "Страна мини" приглашает!
САЙТ МУЗЕЯ http://belarusmini.by
Приглашаем на экскурсию в музей миниатюр "Страна мини" г.Минск
Увлекательное путешествие по Беларуси в миниатюре уже ждет вас! Посмотрите экспозицию самостоятельно с нашим аудиогидом или присоединяйтесь к экскурсии!
Сегодня в музее "Страна Мини" представлено 18 уникальных интерактивных архитектурных макетов примечательных мест, которые позволят каждому гостю познакомиться ближе с культурой Беларуси. Экспозиция музея будет активно расширяться и совершенствоваться. Планируется создание 70 макетов, которые в полной мере представят для посетителей разнообразие и красоту культурных объектов всех регионов Беларуси. Все достопримечательности были отобраны по принципу исторической и культурной значимости, а также в привязке к разным областям страны. Сейчас в большом зале музея представлены 18 объектов.
Среди них: Брестская крепость, Беловежская Пуща, Несвижский замок, Троицкое предместье, Костел Святых Симеона и Елены, Могилевская Николаевская церковь, Полоцкий Софийский собор, Гомельский Дворец Румянцевых-Паскевичей и другие. Каждый макет — это воссозданная точная копия достопримечательности и окружающей ее местности. Помимо этого, на макетах отображены исторические сцены, для большего погружения посетителя в историю. Гости музея становятся активными участниками экскурсии по экспозиции, так как каждый макет интерактивный и имеет свою "фишку". Также в музее есть фотозона оформленная в национальных мотивах, интерактивные зоны, мини-кафе и зона отдыха, сувенирная лавка, детская студия и лекционная зона.
- Информация о материале
- Автор: admin
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 1116
Мы предлагаем Вам совершить с нами виртуальное путешествие по интересным маршрутам:
![]() |
![]() |
![]() |
|
Линия Сталина | |||
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
|
Музей истории пожарной службы г.Гродно |
|
![]() |
|||
|
Гродненский областной драматический театр
|
Гродненский областная филармония
|
ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ:
- Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
- Виртуальный тур по Белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной войны
- Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"
-Виртуальный тур по историко-культурному комплексу "Линия Сталина"
- Мемориальный комплекс "Брестская крепость -герой"
- Виртуальный тур по мемориальному комплексу "Брестская крепость-герой"
- Мемориальный комплекс "Хатынь"
- Виртуальный тур по мемориальному комплексу "Хатынь"
- Виртуальный тур по мемориальному комплексу "Курган Славы"
- Виртуальный тур по музею Ружанского дворцового комплекса Сапегов. Ружаны
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ:
- Виртуальный тур по Дворцу Республики
- Виртуальный тур по многопрофильному культурно-спортивному комплексу "Минск-Арена"
- Виртуальный тур по национальной библиотеке Республики Беларусь
- Виртуальный тур по Несвижскому замку
ИСКУССТВО БЕЛАРУСИ:
- Художественная галерея "Беларт"
БЕЛАРУСЬ В ФОТОГРАФИЯХ:
- Информация о материале
- Автор: admin
- Категория: Uncategorised
- Просмотров: 869