Что такое коррупция? Кто такие коррупционеры?
Слово «коррупция» давно стало привычным, но смысл этого преступления не так ясен как кража или разбой.
1 статья Закона «О борьбе с коррупцией» сообщает, что коррупцией должно считаться использование должностным лицом государства своего положения и полномочий для получения материальной или нематериальной выгоды сверх официального дохода.
Проще говоря:
- законное по всем прочим признакам решение должностного лица, принятое за взятку – признается коррупцией;
- незаконное решение должностного лица, принятое за взятку – также является коррупцией;
- это же решение без вознаграждения за него коррупцией не является.
Следовательно – не все действия госслужащих, нарушающие закон могут быть признаны коррупционными, но только те, что связаны с получением вознаграждения. Кроме факта незаконного получения какого-то блага, коррупцией будут считаться и действия связанные с обещанием этого.
Законным вознаграждением за деятельность должностного лица государства может быть только его официальный доход.
Из этого следует, что сгнивший по вине руководителя урожай государственного сельхозпредприятия не может считаться коррупцией, а проданный в обход закона – это коррупция.
Нужно особо отметить, что коррупционное преступление обязательно связано с деятельностью в качестве должностного лица государства. Т.е. продажа яблок из собственного сада не содержит в себе коррупции, а продажа решения – содержит.
Для определения коррупции необходимо выяснить, кто может быть участником коррупционных отношений. Это государственные должностные лица, служащие и лица к ним приравненные, попадающие под действие «Закона о государственной службе» А именно:
- Сотрудники аппарата исполнительной власти;
- Депутаты разного уровня;
- Военнослужащие;
- Сотрудники МВД, МЧС, КГК и других государственных военизированных организаций;
- Судьи и прокурорские работники;
- Должностные лица предприятий, в собственности которых доля государства составляет более 50%.
Другой стороной коррупции является дача взяток, подкуп и прочие варианты вовлечения должностных лиц в коррупционные отношения. В этом случае виновным оказывается любое лицо, в том числе не состоящее на госслужбе.
Также участниками коррупционных правонарушений могут быть должностные лица иностранных государств.
Из этого следует, что нормы Закона «О борьбе с коррупцией» применимы к широкому спектру отношений с участием государства.
Меры по борьбе с коррупцией
Все мероприятия направленные на борьбу с коррупцией можно разделить на две категории:
- Предупреждающие, заранее вводящие некоторые ограничения прав и возможностей работников государственного аппарата.
- Пресекающие, сюда относится любое выявление, расследование и наказание уже совершенных преступлений.
Первыми предупредительными мерами становится запрет для госслужащих на занятие коммерческой деятельностью. Для того чтобы устранить возможность решений в собственную пользу, и потому, что в коммерческом обороте слишком трудно разглядеть завуалированную взятку.
Значительная часть Закона посвящена контролю за имущественным положением должностных лиц. Это декларации доходов, оценка расходов и др. Способом удержать представителей государства в рамках закона становятся более строгие и тщательные проверки имущества принадлежащего им и их близким.
Не станем перечислять их все, но оценить строгость подхода позволяет следующая норма, приведенная в 36 статье Закона:
При обнаружении у государственного служащего имущества или расходов явно (не менее чем на 25%) превышающих сумму его доходов за период нахождения в должности такое имущество может быть конфисковано и обращено в доход государства без проведения дополнительного расследования и доказательств вины должностного лица в каких-либо правонарушениях.
Параллельно с этим особому контролю подлежат действия с потенциально возможной коррупционной составляющей.
Началом и необходимым условием для борьбы с коррупцией всегда становится сбор информации о возможных и уже происходящих правонарушениях. Обязанность сообщать такую информацию лежит не только на правоохранительных, но и на других государственных и негосударственных организациях.
Участники борьбы с коррупцией
Пресечение коррупционных правонарушений это уже профессиональная деятельность, ею занимаются специальные органы и службы:
- Прокуратура;
- Министерство внутренних дел;
- Комитет государственной безопасности;
- Специальные подразделения внутри перечисленных и других ведомств;
- Прочие контролирующие государственные органы в рамках своих полномочий, начиная от Пограничного комитета и Налоговых органов, до Национального и коммерческих банков.
Роль общественных организаций в этой борьбе заключается в информировании, пропаганде и создании нетерпимого отношения к коррупции в обществе.
Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией"
Основные изменения в антикоррупционном законодательстве
Закон от 15 июля 2015 "О борьбе с коррупцией" года является целостным документом, определяющим механизмы предупреждения коррупции, в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц, закрепляет системные меры по противодействию коррупции.
Положения Закона направлены на последовательное совершенствование антикоррупционного законодательства Беларуси, в частности принятие дополнительных мер по снижению мотивации должностных лиц к коррупционному поведению, повышению осознания неотвратимости наказания за коррупционные преступления, а также на максимальное усиление роли общественности в выявлении фактов коррупции и информировании об этом правоохранительных органов.
В дополнение к действующим антикоррупционным механизмам Законом, в частности, устанавливается запрет на назначение на руководящие должности лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам (до истечения пяти лет после такого увольнения), а также запрет на прием на государственную службу лиц, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий (бессрочно).
Предусматривается лишение государственных должностных лиц, совершивших в период прохождения службы указанные преступления, права на пенсию за выслугу лет в соответствии с законодательством о государственной службе и предоставление только пенсии по возрасту.
Кроме того, совершенствуется порядок декларирования доходов и имущества отдельных категорий государственных должностных лиц в целях максимально полного установления их реального имущественного положения.
Вводится механизм изъятия у государственного должностного лица, занимающего ответственное положение, а также поступившего на государственную службу путем избрания, имущества, стоимость которого на 25% и более превышает доход, полученный этим должностным лицом за отчетный период из законных источников.
Вносятся изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и некоторые иные законодательные акты с учетом практики применения законодательства в сфере борьбы с коррупцией, а также в связи с необходимостью согласования с нормами Закона «О борьбе с коррупцией».
Законом не только закрепляются дополнительные меры борьбы с коррупцией, но и реализуются отдельные инициативы граждан, поступившие во время общественного обсуждения проекта Закона, направленные на разумную либерализацию отношений в данной сфере.
В частности, вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепляются формы участия граждан в такой деятельности (в том числе участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и в работе комиссий по противодействию коррупции).
Отменяется запрет на работу по внешнему совместительству для лиц, совершающих юридически значимые действия, которые не влекут существенных последствий (начальников подразделений, служб, отделов, цехов, лабораторий на различных предприятиях). Законом предусматривается распространение данного запрета исключительно на должностных лиц, обладающих реальными государственно-властными полномочиями (государственных служащих, военнослужащих, руководителей и главных бухгалтеров государственных организаций и негосударственных организаций с долей государственной собственности не менее 50%).
Для недопущения формального подхода к применению мер взыскания исключается ответственность за малозначительные неточности при декларировании доходов и имущества.