Справка о результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в систему дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи» государственного учреждения образования «Волковысский центр творчества детей и молодёжи»

 

Сроки реализации: 2020-2023 годы

Руководитель учреждения образования: Рудая Надежда Викторовна (до 31.03.2022),  Кулак Инна Вацлавовна (с 01.04.2022)

Консультант: Катович Наталья Константиновна, начальник управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования, кандидат педагогических наук, доцент

тел. 80296213555       

е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Количество участников: директор, заместитель директора по УВР (с 1 апреля 2022 года заведующий отделением по основной деятельности), методист, 4 педагога  дополнительного образования, 48 учащихся 12-16 лет.

База инновационной деятельности: образовательный процесс в объединениях по интересам ГУО «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодёжи». В связи с реорганизацией приказ № 633 от 24.12.2022 с 01.04.2022 ГУО «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодёжи» присоединен к ГУО «Волковысский центр творчества детей и молодёжи» в котором создано отделение эколого-биологического направления.

 Введение

В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь № 565 от 24.07.2020 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году» с сентября 2020 года в ГУО «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодёжи» реализовывался инновационный проект по теме «Внедрение модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в систему дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи». С 1 апреля 2022 года реализация данного проекта продолжалась в эколого биологическом отделении ГУО «Волковысский центр творчества детей и молодёжи».

Актуальность качественного развития допрофильной подготовки в системе дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи обусловлена современными потребностями экономики в человеческих ресурсах, национальными особенностями кадровой политики и социально-экономической деятельности в целом, а также целевыми установками нашего государства на становление личностных характеристик молодого человека, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества. Учащиеся должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане, в соответствии с реальным запросом рынка труда в регионе.

Понимание допрофильной подготовки в системе дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля заключалось в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учащимся, а на формирование неких универсальных качеств, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Эффективному профессиональному самоопределению учащихся способствовала преемственность допрофильной подготовки и профильного обучения в различных формах организации дополнительного образования детей и молодежи. Современная система дополнительного образования детей и молодежи — уникальная образовательная сфера, дополняющая систему общего среднего образования, имеющая самостоятельное социальное назначение.

Проблема создания условий для формирования у учащихся готовности к осознанному выбору своего будущего актуальна всегда.

Учреждения (отделения) эколого-биологического профиля имеют необходимые ресурсы для осуществления допрофильной подготовки по ориентации учащихся на такие специальности как  флорист, эколог-валеолог, дизайнер-декоратор, предприниматель со знанием основ экологии, зоолог, ветврач, эколог, врач, через реализацию программ объединений по интересам образовательных областей биология и экология.

В то же время анализ ситуации показал, что учреждения дополнительного образования эколого-биологического профиля недостаточно использовали свой образовательный потенциал для формирования комплекса профориентационных компетенций, необходимых для готовности к самостоятельному, осознанному, обоснованному выбору профессии в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и интересами подростков. Работа в основном была направлена на учащихся 14-16 лет. Поэтому целесообразно рассмотреть возможность организации работы на более ранних этапах с 11-12 лет.

Цель инновационного проекта формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии учащихся посредством создания системы допрофильной подготовки и профильного обучения в системе дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи инновационного проекта:

1. Обеспечить организационно-управленческие условия для внедрения модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в систему дополнительного образования детей и молодежи эколого-биологического профиля.

2. Разработать учебно-методическую базу для подготовки педагогов  к  внедрению модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения

3. Создать систему допрофильной подготовки и профильного обучения через реализацию программ объединений по интересам образовательной области – биология.

4. Создать ресурсную базу, в том числе и электронную, методических материалов по организации преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения.

5. Реализовать практическую составляющую  социального партнерства учреждений общего среднего образования, профессионального образования, высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля по созданию системы преемственности допрофильной подготовки и профильного образования.

6. Создать единое  информационное  пространство среди участников инновационного проекта по внедрению модели преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в систему дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи.

7. Обобщить, проанализировать и дать оценку результатам инновационной деятельности, выработать методические  рекомендации с целью трансляции лучшего опыта другим учреждениям образования.

Новизна инновационного проекта заключалась:

- в создании системы профориентационной работы на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры;

- в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов, социально значимой деятельности, способствующих формированию профессиональных интересов и готовности к выбору профессии учащихся;

- в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели профориентационной работы на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры.

Основная часть.

          Система управления реализацией инновационного проекта.

С целью успешной реализации инновационного проекта была создана управленческая команда, которая обеспечивала разработку системы управления и осуществления организационно-управленческих мероприятий.

Система управления инновационной деятельностью была разработана с учетом характера и специфики внедряемого новшества, готовности педагогического коллектива к реализации инновационного проекта с учетом специфики учреждения образования и материально-технических условий.

Деятельность по внедрению инновационного проекта была организована в соответствии с законодательством Республики Беларусь и разработанными на его основе локальными нормативными документами учреждения:

- приказами директора учреждения «Об организации инновационной деятельности в 2020/2021 , 2021/2022 и 2022/2023 учебных годах;

-  программой реализации инновационного проекта;

- календарными планами реализации инновационного проекта на 2020/2021 , 2021/2022 и 2022/2023  учебные годы;

- функциональными обязанностями участников инновационной деятельности.

-  программами  объединений по интересам.

Эффективность локальных нормативных актов как механизма включения педагогического коллектива в инновационную деятельность была обусловлена коллегиальностью их разработки и потребностями педагогического коллектива.

Общее руководство инновационным проектом с сентября 2020 по 31 марта 2022 года осуществляла директор учреждения  Н. В. Рудая, с

1 апреля 2022 года директор И.В. Кулак. Заместителем директора по учебно-воспитательной работе Щедровой Л.И. вёлся систематический контроль за ходом инновационной деятельности. Основными функциями администрации являлись организация, координирование действий участников проекта, планирование, мотивирование, определение подходов, принципов управленческой деятельности, контроль и анализ деятельности. Система управления представляла собой слаженный механизм.

Ежегодно, в течение 3-х лет, на заседаниях педагогического совета в начале учебного года рассматривался вопрос о реализации инновационного проекта посредством деятельности учебной бизнес-компании. В декабре 2021 года было проведено тематическое заседание педагогического совета. Основная цель -- провести системный анализ педагогической деятельности по формированию готовности учащихся к осознанному выбору профессии   и определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении.

На протяжении реализации инновационного проекта в практике работы с педагогическим коллективом постоянно проводились  ежемесячные совещания по регулированию инновационной деятельности, которые были направлены на выявление проблем и их решение, оказание помощи участникам инновационной деятельности.

Помимо этого на совещаниях:

- осуществлялось планирование педагогической деятельности;

- корректировка программ объединений по интересам.

- подводились итоги работы за прошедший месяц, год;

- проводился анализ итогов контрольно – аналитической деятельности;

- осуществлялась совместная разработка мероприятий;

- велась работа по изучению методической литературы, публикаций периодической печати.

- обобщался опыт работы по реализации инновационного проекта.

Такая работа ориентировала педагогический коллектив на совместное оперативное решение выявленных проблем, способствовала активизации педагогического взаимодействия с учащимися: педагоги и методист совместно выработали педагогическую стратегию по формированию начальной готовности учащихся к осознанному выбору профессии.

Администрацией учреждения и методистом был подобран и систематизирован диагностический инструментарий, на его основе разработана система диагностических процедур, позволяющих получить информацию об уровне сформированности начальной готовности учащихся к осознанному выбору профессии.

Для обеспечения аналитического состояния инновационного пространства в его динамике, выявления проблематики, эффективности реализации проекта ежегодно проводилась диагностика: в начале учебного года (стартовая), в середине (промежуточная) и в конце (итоговая). Ведущим показателем образовательных результатов выступала динамика продвижения ребенка в личностном развитии. Результаты фиксировались по следующим параметрам: знания, умения, навыки, уровень воспитанности, позиция в коллективной, общественно-полезной, практической деятельности.

В процессе диагностики использовались самые разнообразные формы и методы оценивания готовности учащихся к своему первоначальному выбору профессии:

  • Анкета «Мотивы выбора профессии»
  • Опросник А.Е. Голомштока «Карта интересов»
  • Методика определения основных мотивов выбора профессии

(Е.М. Павлютенков)

  • Метод монографических характеристик
  • Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой
  • Методики Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии», «Дифференциально-диагностический опросник» (модификация А.А.Азбель)
  • Профессиональный тип личности (автор Холланд)
  • Методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова, и методика определения сферы труда
  • Опросник «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б.Успенского)
  • Диагностика А.П. Чернявской «Профессиональная готовность»
  • Опросник «Профессиональные намерения»
  • Диагностика уровня обученности, воспитанности, личностного развития и профориентационной компетентности учащихся.

Ведущим показателем образовательных результатов выступала динамика готовности учащихся к своему первоначальному выбору профессии.

Для динамики готовности учащихся к выбору профессии были выделены  следующие критерии:

  • ценностный (понимание значимости и ценности труда и реализации своего профессионального потенциала);
  • когнитивный (теоретические знания о спектре профессиональных направлений, о научных основах выбора профессии);
  • деятельностный (практические способности, умения и навыки планирования целей, проектирования деятельности (действий) и соотношение их с результатами, необходимыми для осуществления выбора профессии);
  • рефлексивный (анализ и самооценка уровня готовности к выбору профессии с целью регулирования, совершенствования и развития профессионального потенциала, профессионально важных качеств и компетенций).

Критерии готовности учащихся к выбору профессии раскрывались через показатели и уровни их проявления (низкий, средний, высокий).

Низкий уровень: проявлялся в неясности профессиональных намерений, слабых представлениях о мире профессий, отсутствовала мотивация к выбору профессии, отсутствовали индивидуально выраженные профессиональные ценностные ориентации, не принимались самостоятельные решения, присутствовала частая смена взглядов на будущую профессию, была низкая мотивация к профессиональному самоопределению, участию в трудовой деятельности и профориентационных мероприятиях. Отсутствовало стремление к поиску информации о профессиях, были фрагментарные знания о профессиях и их особенностях, присутствовало незнание основ и правил успешного профессионального самоопределения, специфики профессий, видов и функций профессиональной деятельности; отсутствовал опыт деятельности по планируемой профессиональной отрасли, не сформированы представления о процессе избираемого вида профессиональной деятельности; встречались затруднения в самоанализе своих интересов, способностей. Отсутствовала или была слабо выражена способность моделировать возможные ситуации в будущей трудовой деятельности.

Средний уровень: учащиеся осознавали значимость профессионального самоопределения в жизни и дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Представители этого уровня проявляли ситуативный интерес к выбору профессии, участию в профориентационных программах и мероприятиях. Имели представление о специфике и особенностях избираемой профессии, об основах и правилах профессионального самоопределения, но не всегда их придерживались. Обладали теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления успешного профессионального самоопределения, развития интереса и практических способностей и умений на среднем уровне. Имели определенный опыт трудовой деятельности, участия в профессиональных пробах. Они могли управлять аудиторией и поддерживать благожелательный климат. Рефлексию своей деятельности не всегда способны осуществить самостоятельно. Самооценку осуществляли не систематически. Слабо была развита способность осмысления своих возможностей, интересов и потребностей, связанных с выбором профессии.

Высокий уровень: характеризовался проявлением готовности учащихся к выбору профессии в виде ярко выраженных мотивов и целей, связанных с выбором профессии; стремлением к овладению знаниями, умениями и навыками для освоения той или иной выбираемой профессии, сформированностью умений прогнозировать будущую профессиональную деятельность, моделировать всевозможные трудовые ситуации с учётом особенностей выбранной профессии; высокой внутренней мотивацией к участию в профессиональном самоопределении и выборе профессии, полноты объема знаний о сфере труда, профессиях, основах профессионального выбора, успешности самостоятельного применения способностей и качеств в практической деятельности, способности соотнести личностные особенности с требованиями профессии и рынка труда, способности самостоятельно осуществить рефлексию собственной деятельности и деятельности.

В первый год реализации проекта в начале учебного года (стартовая диагностика) было продиагностировано  7 групп учащихся 84  учащихся. Результаты диагностики:

  • Низкий – 50%
  • Средний – 45%
  • Высокий – 5%

Результаты диагностики по уровням  готовности учащихся к своему первоначальному выбору профессии  на начало учебного года (3-тий год реализации проекта) можно представить  следующим образом:

  • Низкий – 10%
  • Средний – 55%
  • Высокий – 35%

Результаты диагностики по уровням  готовности учащихся к своему первоначальному выбору профессии в апреле месяце:

  • Низкий – 0%
  • Средний – 60%
  • Высокий – 40%

Анализ показателей динамики готовности учащихся  к выбору профессии позволяет сделать следующий вывод: к концу реализации инновационного проекта наблюдается положительная динамика.

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности обеспечивало формирование профессиональной готовности кадров к реализации инновации. Сцепуро Мария Станиславовна, методист - обеспечивала организационно-методическое, учебно-методическое, информационное сопровождение инновационной деятельности; оказывала консультативную помощь педагогическим работникам в вопросах реализации  инновационного проекта и ведения документации; педагоги дополнительного образования Жмайлик Ирина Иосифовна, Лузганова Людмила Григорьевна, Несонова Анна Валерьевна, Жук Татьяна Васильевна, Ковальчук Екатерина Вацлавовна  осуществляли педагогическую деятельность по допрофильной подготовке и начальному профессиональному самоопределению учащихся. Сцепуро Мария Станиславовна, учитель трудового обучения, по совместительству, Хомич Ирина Владимировна, мастер производственного обучения - осуществляли образовательную деятельность по изучению учебного предмета «Трудовое обучение» в Х классах по программе профессиональной подготовки (модель 3) по субботам с учётом распределения учащихся по профессии «Садовник»  в рамках инновационного проекта. Ежегодно для педагогов проводились семинары, мастер – классы, индивтидуальные консультации по запросам.

С целью повышения качества и эффективности  инновационной деятельности в октябре 2021года  методистом было проведено заседание методической секции на тему «Организация инновационной деятельности в учреждениях образования эколого-биологического профиля».

При помощи анкетирования, собеседования  были изучены  запросы педагогов по реализации инновационного проекта. На их основании был составлен план по работе с педагогами, участниками инновационного проекта, организован консультационный пункт. Педагоги дополнительного образования, участники заседания получили информацию по  оформлению педагогических дневников и внесению дополнений и изменений в программы объединений по интересам, по которым они работают в рамках инновационного проекта.

Такая работа ориентировала педагогов на совместное оперативное решение выявленных проблем, способствовала активизации педагогического взаимодействия с учащимися: педагоги совместно выработали педагогическую стратегию по формированию не только комплекса необходимых знаний о профессиях, но и воспитанию таких личностных качеств, которые позволят учащимся реализовать себя в профессиональном и социальном плане, в соответствии с реальным запросом рынка труда в регионе.

Для обеспечения эффективного и качественного научно-методического сопровождения инновационной деятельности налажено тесное сотрудничество между другими учреждениями дополнительного образования эколого-биологического профиля, задействованными в реализации проекта и консультантом инновационного проекта, кандидатом педагогических наук, доцентом, Катович Н. К., начальником управления воспитательной и идеологической работы научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Коллектив педагогов-инноваторов нашего учреждения имел прекрасную возможность быть участниками 3-х областных семинаров и одного республиканского, проводимых совместно с научным консультантом проекта, где каждое из 4-х учреждений представляло свой уникальный опыт реализации проекта, обсуждались и корректировались дальнейшие направления работы по реализации инновационного проекта.

Инновационно - методический опыт, который был представлен на областных и республиканском семинарах, свидетельствует о слаженных организационно-методических мероприятиях, которые способствовали повышению профессионального мастерства педагогов в области формирования эколого-экономических компетенций учащихся.

Работа с консультантом обеспечивала усвоение научной платформы инновационного проекта. Совместно с  консультантом скорректированы темы педагогических исследований, выработаны единые подходы к обобщению и распространению педагогического опыта.

Эффективным механизмом включения педагогов в инновационную деятельность являлось педагогическое исследование, которое осуществлялось в соответствии с алгоритмом, разработанным экспертным советом государственного учреждения образования «Академия последипломного образования». Процесс педагогического исследования был ориентирован на разработку конкретных методических продуктов: программ допрофильных объединений по интересам: «Биология и химия для любознательных», «Биология и химия вокруг нас», программ профессионально-ориенрированных объединений по интересам: «Школа экодизайна», «Экодизайн», «Зоомир», «В мире животных», «Основы садоводства и растениеводства», программ профессионального обучения по профессии «Садовник» в 10 и 11 классах.

 Работа с учащимися

Дополнительное образование обеспечивало реальную возможность организовать для учащихся разного возраста социально-приемлемые виды деятельности, в которых раскрывались их творческие способности, умения общаться, сотрудничать, формировались представления о будущей профессии. Уникальность занятий в объединениях по интересам заключалась в том, что предоставлялась возможность каждому ребенку  попробовать свои силы в разнообразных видах деятельности, приобрести устойчивый интерес, самоопределиться в жизненном пространстве.

Целью программ объединений по интересам по допрофильному обучению «Биология и химия для любознательных» и «Химия и биология вокруг нас» является расширение и углубление химико-биологических знаний и компетенций, использование их в практической деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся.

В процессе обучения по данной программе,  учащиеся приобретали новые межпредметные теоретические знания и практические навыки по биологии и химии, которые позволяли лучше понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых экосистем и биосферы в целом,  глубже изучали особенности морфологии, физиологии и воспроизведения представителей основных царств живых организмов, учились решать задачи повышенной сложности по биологии и химии, работали с научно-популярной литературой, совершенствовали умения обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием.

Кроме этого, реализация данной программы позволяет учащимся правильно выбрать профиль обучения в 10-11 классах, расставить приоритеты в многообразии изучаемых дисциплин и возможно уже в 13-14 лет определится с выбором будущей профессии. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Программы творческих объединений по интересам «Школа экодизайна» и «Экодизайн» были дополнены профориентационной составляющей и направлены на формирование начальных профессиональных компетенций для работы в  таких творческих профессиях как экодизайнер,  флорист, флорист-дизайнер, дизайнер-декоратор, художник-график, живописец, иллюстратор, фотограф, ландшафтный дизайнер и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)  На занятиях творческих объединений по интересам учащиеся приобретали навыки работы с различными природными материалами. Они учились видеть, понимать и изображать красоту окружающего мира, преобразовывать реальный мир в декоративный, задумывались о своей будущей профессии, они фантазировали, какими они будут в будущем. Средний и старший школьный возраст характеризуется, тем, что учащиеся более осознано, походят к проведению свободного времени, могут взвешивать свои желания и возможности, посещают объединения по интересам исходя из своих интересов и представлений о своих способностях, умеют анализировать мир профессий. Наиболее важной составляющей профориентации и социализации личности в целом являлись профессиональные пробы, которые проводились для учащихся в разнообразных организационных формах на занятиях объединений по интересам. Проведение профессиональных проб учащихся являлось одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения, в результате которого учащиеся получали сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяло узнать профессию «изнутри». При этом учащиеся на собственном опыте узнавали о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могли сами соотнести свой природный и накопленный  потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный опыт на занятиях объединений по интересам помогал ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны. Такой подход ориентировал на расширение возможностей традиционного обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности. Результатом профессиональной пробоы в рамках объединения по интересам выступал результат деятельности (творческие работы, персональные выставки, информационные продукты, иными словами вся та деятельность учащегося, где он свое «Я», сделал своими руками или своими мозгами.

Первой профессиональной пробой для учащихся объединения по интересам «Экодизайн» были дизайнерские решения по оформлению стен учебного кабинета в котором они занимаются. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3)

Неординарно, увлекательно и интересно проходили занятия объединения по интересам «Школа экодизайна» На занятиях педагог использовала профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия, упражнения профориентационной направленности, проводили беседы о выборе профессии, оформляли выставки, фотовитрины, альбомы о профессиях. На практической части занятия учащиеся работали в качестве специалистов различных творческих дизайнерских профессий, разрабатывали эскизы и выполняли уникальные, дизайнерские работы. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4). Данные формы работы позволяли учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире.

В рамках инновационного проекта на базе ГУО «Гнезновский УПК детский сад-средняя школа» было организовано и функционирует объединение по интересам по допрофессиональной подготовке «Основы растинееводства и садоводства». Программа объединения предполагает системный подход к постановке и решению задач экологического, агробиологического образования, гражданского и патриотического воспитания, развития личности в сочетании индивидуальных, групповых и массовых форм работы, индивидуального и коллективного творчества, совместного творчества педагога и учащихся. Изучая основы растинееводства и садоводства учащиеся были ориентированы на рабочие профессии: растиниевод,  садовод, рабочий зелёного строительства, садовник. Практическая работа учащихся была направлена на опытническо-исследовательскую деятельность в области садоводства и растинееводства. (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)  Программа  объединения по интересам по допрофесиональной подготовке учащихся предполагает преемственность допрофессиональной и профессиональной подготовки.

С сентября 2021/2022 учебного года на базе ГУО «Волковысский районный эколого-биологический центр детей и молодёжи» реализуется программа профессиональной подготовки рабочих для учащихся Х-ХI классов в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Садовник». В результате усвоения содержания учебной программы, учащиеся узнавали морфологические особенности растений, основные и вспомогательные технологические процессы по подготовке почвы, посевного и посадочного материала, способы вегетативного и семенного размножения, видовое разнообразие деревьев и кустарников. На производственной практике у учащихся формировались умения контролировать качество выполняемых работ, использовать безопасные методы и приёмы работы, рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования по охране труда.    (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)

Для качественной подготовки учащихся к первоначальному выбору профессии, педагоги использовали следующие формы и методы:

- беседы, посвященные профессиям;

- тесты для профессионального самоопределения;

- виртуальные экскурсии по профессиям;

- познавательные игры, созданные с применением ИКТ;

- тренинги, с использованием интерактивных форм проведения, посвященные расширению знаний о профессиях, направленные на формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности, повышение компетентности учащихся  в области планирования карьеры;

- мастер-классы для учащихся, которые  позволяют наглядно увидеть элементы трудовой деятельности, дают возможность соотнести свои желания со своими возможностями, попробовать себя в профессии, получить советы специалистов с учетом индивидуальных интересов;

-участие в республиканских проектах по озеленению, ландшафтному дизайну, энергосбережению, экологии, биологии, фитодизайну;

- организация проектной и исследовательской деятельности;

- организация  сотрудничества с  учреждением образования «Волковысский государственный аграрный колледж» и с ГУО «Волковыский  колледж УО «Гродненский университет им. Я.Купалы»  с целью ознакомления учащихся с разными специальностями  через последовательное посещение различных отделений, во время которых обучающиеся учреждения знакомят  учащихся со своей  будущей профессией.

В рамках инновации на весенних каникулах в социальной сети ВКонтакте педагог-организатор Осипович В.Ю. организовала работу онлайн-лагеря «GreenProf». Учащиеся весело и увлекательно провели своё свободное время. Они изучили разные  "зелёные" профессии такие как: ландшафтный дизайнер, флорист, кинолог,  сити-фермер, ветеринар, урбанист-эколог. А также учащиеся узнали куда можно поступить по данным направлениям (УО "Белорусский государственный технологический университет" (https://www.belstu.by/), УО «Полесский государственный университет» (https://www.polessu.by/), УО «Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина» (http://www.brsu.by/и др.). Участники онлайн-лагеря каждый день поднимали себе настроение утренней зарядкой; играли в игру «Угадай профессию»; участвовали в фоточелленджах; пробовали себя в роли кулинаров с помощью онлайн-рецептов, узнавали о животных, находящихся в живом уголке нашего центра. Актуальность данной идеи состоит в  профессиональном самоопределении учащихся через организацию полезной занятости в каникулярный период.

О ходе проведения инновационной деятельности в учреждении на родительском собрании были  проинформированы законные представители учащихся.

Заключение

Анализ проделанной в рамках инновационного проекта работы, проведённая диагностика показали положительную динамику в формировании умений прогнозировать будущую профессиональную деятельность, моделировать всевозможные трудовые ситуации с учётом особенностей выбранной профессии; высокую внутреннюю мотивацию к участию в профессиональном самоопределении и выборе профессии, полноту объема знаний о сфере труда, профессиях, основах профессионального выбора, успешности самостоятельного применения способностей и качеств в практической деятельности, способности соотнести личностные особенности с требованиями профессии и рынка труда, способности самостоятельно осуществить рефлексию собственной деятельности. Таким образом,  внедряемая модель преемственности допрофильной подготовки и профильного обучения в систему дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи является эффективной и данный опыт работы необходимо транслировать для внедрения в общую педагогическую практику.

В рамках реализации инновационного проекта   педагогическим коллективом проделана огромная работа, которая способствовала обогащению образовательного пространства учреждения (отделения) и региона:

- изучена и проанализирована отечественная и зарубежная психолого-педагогическая литература по вопросам готовности учащихся к выбору профессии, умений прогнозировать будущую профессиональную деятельность, моделировать всевозможные трудовые ситуации с учётом особенностей выбранной профессии. 

- обеспечено научно-методическое сопровождение профессиональной готовности кадров к реализации инновации.

 - разработана эффективная система управления и стимулирования деятельности педагогов по внедрению инновационной модели;

  • разработаны программы допрофильных и программы допрофессиональной подготовки в объединений по интересам.
  • реализованы программы профессиональной подготовки рабочих для учащихся Х-ХI классов в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Садовник» (ХI класс).
  • налажено сотрудничество с учреждениями образования «Волковысский государственный аграрный колледж» и с ГУО «Волковыский  колледж УО «Гродненский университет им. Я.Купалы»  с целью ознакомления учащихся с разными специальностями  и профессиями.
  • организована работа профориентационных он-лайн лагерей в каникулярное время.
  • реализован профориентационный он-лайн проекта 6-го дня недели «Мир зелёных профессий».
  • разработаны образовательно-методические комплексы к программам «Экодизайн», «Школа экодизайна» ;
  • сформированы практические умения и навыки у учащихся, способствующие профессиональной ориентации и социализации в обществе (оперативное принятие решений, ведение переговоров, дискуссий, анализ ситуаций, навыки в изготовлении предметов интерьера в различных техниках и выращивании рассады цветочно-декоративных растений);
  • развивались интеллектуальные, организаторские лидерские способности учащихся посредством использования интерактивных технологий и нестандартных организационных форм обучения.

Заведующий отделением по

основной деятельности                                                           Л.И. Щедрова

28 апреля 2023 года

Новости образования